Усольцев

В среду, 6 сентября, в столице Приморья стартует третий Восточный экономический форум. Готов ли край к этому событию, как реализуются инвестиционные проекты в Приморье, о потенциале территорий опережающего развития и о том, как ремонтируются краевые дороги, в эксклюзивном интервью ИА “Deita.ru” рассказал первый вице-губернатор Василий Усольцев.

- Василий Иванович, прошлую нашу с Вами встречу мы начали с того, что подвели итоги Восточного экономического форума-2016. ВЭФ-2017 пройдет во Владивостоке 6-7 сентября. Готов ли край к этому событию, с чем мы идем на ВЭФ, что готовы предложить?

Самая главная задача ВЭФ – показать инвестиционную привлекательность Дальнего Востока. Естественно, что в нашем случае речь идет о Приморском крае. К выполнению данной задачи мы подготовились самым серьезным образом – в ходе форума планируем подписать более 40 соглашений о сотрудничестве и реализации инвестиционных проектов на территории края. Главным подписантом от Приморья, конечно, выступает губернатор Владимир Владимирович Миклушевский, часть соглашений подпишу я.

О том, как сегодня в Приморье уже реализуются различные инвестиционные проекты, участники гости ВЭФ смогут узнать в презентационной зоне в кампусе Дальневосточного федерального университета. Здесь Приморский край представляет более 30 так называемых историй успеха в области транспорта и логистики, туризма, сельского хозяйства и других. Это пятая часть всех проектов, которыми «похвастаются» на ВЭФ регионы Дальнего Востока.

Еще одна важная презентация, которая состоится на полях форума, – о будущем развитии Владивостока. Напомню, что в прошлом году главы России и Японии – Владимир Путин и Синдзо Абэ – договорились реализовать целый план мероприятий двустороннего сотрудничества. В их числе – превращение Владивостока в более комфортный и современный город. На сегодняшний день совместно с японской архитектурно-инжиниринговой компанией «Никкен Секкей ЛТД», Фондом единого института развития в жилищной сфере разработан мастер-план Владивостокского городского округа разработан. Соответствующий видеоролик представят участникам ВЭФ.

- Приморский край вошел в число 38 субъектов РФ, выигравших грант на реализацию проекта Президента «Безопасные и качественные дороги». Какие дороги будут отремонтированы и в какие сроки? Как Вы вообще оцениваете состояние дел в данной отрасли?

Данный проект предполагает модернизацию дорожной сети четырех муниципальных образований Владивостокской агломерации – Владивостока, Артема, Шкотовского и Надеждинского районов.

Всего в программу ремонта дорог агломерации в этом году вошли 137 объектов на общую сумму почти 1,5 миллиарда рублей: 625 миллионов – федерального, 720 миллионов – краевого, 97 миллионов рублей – местных бюджетов. Так, за счет указанных средств будут отремонтированы следующие участки автомобильных дорог: Владивосток-Находка, Шкотово-Партизанск, Шкотово-Ивановка-Ретиховка.

Во Владивостоке будут отремонтированы семь улиц, почти по 20 участок дорог – в Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах. Все работы по программе «Безопасные и качественные дороги» должны быть завершены до конца октября, если быть точнее - до конца сентября, и еще месяц остается на устранение подрядчиками всех замечаний.

В рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» предусмотрено увеличение протяженности автодорог, находящихся в нормативном состоянии с 35,71% в 2016 году до 42,3% в 2017 году, до 50,5% –в 2018 году, а также снижению мест концентрации ДТП в два раза к 2018 году.

В минувшее воскресенье ход работ по проекту проверил руководитель федерального дорожного агентства Роман Владимирович Старовойт. Несколько объектов он посмотрел во Владивостоке. Глава Росавтодора положительно оценил ход ремонта, а также подчеркнул, что в ходе приемки особенное внимание будет обращено на качество выполненных работ. В случае обнаружения дефектов они будут устранены за счет подрядчика по гарантийным обязательствам. Более того, было заявлено, что проект «Безопасные и качественные дороги» будет продолжен во Владивостокской агломерации и в следующем году. Объем финансирования будет примерно такой же, как и в этом году. Начнем готовить адресный перечень улиц, которые войдут в программу ремонта и согласуем его с общественностью.

- В дополнение к предыдущему вопросу. В нашу редакцию действительно поступает много жалоб от граждан на плохие дорогие в муниципалитетах: это и Владивосток, и Андреевка, и Лесозаводск… Это не краевые дороги, то есть обязанность за приведение их в порядок лежит на муниципальном образовании, но может ли край положительно повлиять на решение подобных проблем?

Каждое муниципальное образование в соответствии с Конституцией РФ –самостоятельно вмешиваться в его деятельность никто не имеет права. И дорожная деятельность внутри муниципалитета – также полномочия органов местного самоуправления. Тем не менее, администрация Приморского края в рамках законодательства и своих полномочий ежегодно оказывает финансовую поддержку муниципальным образованиям в виде субсидий – для этого от них требуется соответствующая заявка. За счет средств из краевого бюджета районы проводят ремонт автомобильных дорог местного значения, в том числе улично-дорожной сети и придомовых территорий.

- В конце июля Президент поставил задачу о необходимости развития авиации, гражданского авиастроения. Владимир Путин подчеркнул, что российские авиационные предприятия имеют «очень большой» потенциал, которые необходимо «реализовать в полной мере». А что в этом отношении может предложить Приморье?

Развитие авиации в Приморском крае неразрывно связно с деятельностью Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» – одного из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящей в холдинг АО «Вертолёты России». Сегодня «Прогресс» выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 "Аллигатор", которые поставляются ВВС России и могут предлагаться на экспорт. Кроме того в настоящее время заводом разработаны и производятся в том числе корабельные варианты боевых вертолетов – Ка-52К.

Помимо производства военных вертолетов, ААК «Прогресс» налаживает серийный выпуск нового гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, которые проектируются конструкторским бюро «Камов» в рамках международной кооперации с крупными европейскими компаниями. В настоящее время проект проходит летные испытания.

Сегодня на ААК «Прогресс» ведется модернизация производства. Внедрение инновационных технологий проходит в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период 2011 – 2020 годы». На первом этапе реализации программы проводится техническое перевооружение литейного производства, на втором этапе – реконструкция и перевооружение композитного и механического производств, внедрение цифровых и информационных технологий, а также повышение энергоэффективности предприятия. ААК «Прогресс» участвует в производственной кооперации с другими предприятиями холдинга «Вертолеты России» и получает заказы на выполнение литейных работ для других производств.

- Василий Иванович, в прошлую нашу встречу в ноябре 2016 года мы также много говорили о территориях опережающего развития. Что изменилось за это время?

Если в 2016 году мы говорили о планах по строительству инфраструктуры ТОР, то сегодня мы уже можем говорить о ходе полномасштабного строительства объектов и близкому их завершению. Так, по объекту дорожной инфраструктуры ТОР «Надеждинская» выполнение строительно-монтажных работ составляет более 40 % от стоимости государственного контракта, по объектам коммунальной инфраструктуры этот показатель составляет более 50 %. По всем объектам ежедневно ведутся строительные работы, и все взятые на себя обязательства мы планируем исполнить в установленные сроки.

В ТОРе «Михайловский» ведется строительство автомобильной дороги Михайловка - Турий Рог - Некруглово. Уже завершено устройство насыпи земляного полотна, выполняются работы по устройству верхних слоев дорожной одежды. Строим автодорогу Хабаровск - Владивосток - Меркушевка, дороги вдоль границ земельных участков компании «РусАгро-Приморье». Почти 30 километров дорог ремонтируется в направлении Михайловка - Турий Рог.

В ТОР «Большой Камень» современный судостроительный комплекс будет выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники. Сумма заявленных инвестиций – более 170 млрд. рублей. Завершить все этапы строительства планируется в 2024 году.

- Как развитие ТОР связано с развитием социально-экономической жизни всей территории, например, города или района, в котором ТОР создана? Что изменится для жителей города и в какие сроки?

Один из показательных примеров, как создание ТОР влияет на развитие социально-экономической жизни территории, – реализация проектов территории опережающего развития «Большой Камень», в рамках которой ведется строительство крупнейшей в России и мире судоверфей «Звезда». Судостроительная верфь «Звезда» обеспечит к этому времени более 7,5 тысяч рабочих мест для жителей региона. Помимо строительства производственных мощностей в Большом Камне предполагается создание дорожной инфраструктуры в городе, жилых микрорайонов. Например, администрация Приморского края взяла на себя обязательства по строительству домов на 750 квартир для рабочих судоверфи. Всего же в городе появится несколько десятков многоквартирных домов – работы уже активно ведутся. Кроме того, в 2018 году в Большом Камне появится гостиница на 120 номеров, возведением которой также будет заниматься резидент ТОР. Строительство социальной инфраструктуры запланировано по поручению губернатора Приморского края – это детская поликлиника, рассчитанная на 400 посещений в смену, школа на 600 учеников, детский сад.

- Василий Иванович, известно, что для резидентов ТОР устанавливаются пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд, в ФСС, ФОМС. Можете рассказать подробнее?

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ предусматривает ряд налоговых преференций для организаций, получивших статус резидента ТОР: налог на имущество – 0 % в первые 5 лет; 0,5 % - в последующие 5 лет; налог на прибыль – 0 % в первые 5 лет; 10 % - в последующие 5 лет; с 30% до 7.6% снижен тариф страховых взносов для работодателей - резидентов ТОР: пенсионный фонд РФ – 6,0%, фонд социального страхования 1,5%, федеральный фонд ОМС – 0,1%; кроме того применяется упрощенный порядок возмещения НДС.Налоговым кодексом РФ для резидентов ТОР предусмотрено «обнуление» в течение 5 первых лет после включения в реестр резидентов ТОР ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет. Первые 5 лет после включения в реестр резидентов ТОР ставка налога на прибыль организации, зачисляемого во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, составит 2%, в последующие 5 лет – 12%.

- Большое спасибо и успехов Вам на предстоящем форуме!

Наталья Алексеева