школа
Источник изображения: «Deita.ru»

Пушкин, Кутузов, Толстой, Бах и многие другие гениальные и талантливые люди не посещали школу. О том, почему это не обязательно делать и нынешнему поколению детей, корреспонденту DEITA.RU объяснила межконфессиональный директор программы "Классические беседы" Евгения Кузнецова.

Все новое в образовании - это хорошо забытое старое. И не менее эффективное, убеждена Евгения Кузнецова. Речь идет о методике домашнего образования или «Классических беседах».

«Это образование построено на естественных этапах развития человека. Основана она на «трех китах» - на грамматике, логике, диалектике. Это та база, в которую вплетается семь областей – история, география, латынь, математика, русский язык и наука».

Так, возраст, при котором ребенок очень хорошо впитывает предлагаемую информацию, эксперты называют возрастом попугая - с 4 до 12 лет. В этот период ребенок активно постигает основы грамматики. В возрасте от 12-14 лет наступает этап обучения диалектике и логике.

«Однако не нужно давать ребенку готового мировоззрения. Не говорить ему «что» мыслить, заучивать какие-то обязательные постулаты. Необходимо научить его критическому мышлению, чтобы он сам извлекал из себя какую-то мысль, дать ему базу для этого. Мы учим, «как» мыслить, а не «что», - продолжает Кузнецова.

После формирования данного навыка следует переход на следующий модуль - этап риторики. То, когда ребенок учится красиво и доступно излагать свои мысли.

В основе всех этапов такой формы получения образования лежат так называемые штудии - основные базисные понятия, материал для заучивания. Штудии одинаковы на всех этапах обучения. Ребенок их лишь неизменно воспроизводит. 

«Заучивает, как таблицу умножения. Он сможет задаться интересом и развивать какую-либо из заученных основ дальше, более глубже. А если не заинтересовался самостоятельно, то идет дальше до программы «Ключи», где в любом случае столкнется с более расширенным изучением данной темы. Понимаете, тем, что каждый может двигаться в своем темпе, а границ подачи информации нет, мы можем выявить у ребенка талант или близкий ему профиль. В последствии развивать его».

Да, признает Кузнецова, семейное обучение дает не академические знания, но основное оно дает инструменты учебы. С помощью которых ребенок может самостоятельно для себя открыть любую область знания и усвоить все, что угодно. В этой связи важно понимать и быть готовыми к тому, что основным руководителем и учителем для ребенка выступают родители.

Таким учителем для своих детей удалось стать многодетной маме Наталье Дзюбак.

«У меня пятеро детей – один в девятом классе, трое - в пятом, третьем и втором классах. Полдня они проводят в школе. Затем кружки и спортивные секции, которые они любят. Но после этого они настолько уставшие, что у них нет уже ни сил, ни желания делать уроки. Программы сейчас по сравнению с советскими учебниками, не понятно зачем усложненные. Уроки занимают все, оставшееся у них свободное время. А ведь у детей в разном возрасте есть свой резерв мозговой, который они перерабатывают еще в школе. Я, например, всегда удивлялась почему они всячески оттягивают момент делания уроков. Да, потому что школа приходит к нам домой», - объясняет причины, побудившие ее перевести своих детей-школьников (кроме сына девятиклассника) на семейное обучение Наталья.

Она уверена, такая форма дает возможность индивидуального подхода к ребенку, чего ни в какой школе сделать невозможно. «В большинстве ведь абсолютно не считаются с психологическим состоянием детей. Школьная система не приносит радости от процесса – когда мы доходим до истины самостоятельно. Думать не надо, мыслить не надо. Как подали, так и проглатываешь. Это противоестественно человеческой природе – интересу к познанию. Школа в том виде, в котором она есть сегодня, губит это стремление на корню». 

Сторонники метода семейного обучения убеждены: заменить ею так называемые школьные знания возможно. Более того, ребенок будет развитее. По крайней мере, у него будет больше шансов таким стать.

«На сегодняшний день в России нет практики того, чтобы дети прошли полный курс «Классических бесед» с последующей сдачей экзаменов. Но, к примеру, в США это активно развито. И разница ощутима. Если школьник там сдает подобный экзамен с 50 баллами, то семейники 80. Отмечается, что образ мыслей, уровень образованности и академических знаний у таких детей гораздо выше чем у школьников», - продолжает Екатерина Кузнецова.

Но совсем дистанцироваться от школы ведь не удастся? А как же сдача экзаменов, получение аттестата?

«По закону мы имеем право уведомить министерство образования о переходе на семейную форму обучения. Есть два пути: либо мы привязываемся для экзаменов к одной из школ и аттестуемся экстерном раз в год по каждому из предметов. Соответственно сдаем в последующем ОГЭ и ЕГЭ. Либо мы вовсе не закрепляемся ни в одной из школ, а приходим только для сдачи итоговых экзаменов», - говорит Наталья Дзюбак.

А как же социализация ребенка, без школы?

«На самом деле реальной социализации ребенок учится в семье у взрослых, а в школе у незрелого сверстника ребенок вряд ли научится социализации», - считает многодетная мама.

Андрей Горюнов