бизнес
Источник изображения: Администрация Приморского края

Реформу контрольно-надзорной деятельности и снижение административного давления на бизнес обсудил комитет Законодательного Собрания по региональной политике и законности, сообщили DEITA.RU в пресс-службе ЗС ПК.

Как отметил заместитель председателя комитета Александр Лось : "Вопрос минимизации административной нагрузки на предпринимательское сообщество достаточно проблемный. В частности, о необходимости избавить бизнес от чрезмерного, мешающего работать контроля неоднократно говорил президент РФ Владимир Путин. Этой проблеме он уделил большое внимание в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации, оглашение которого состоялось 1 марта нынешнего года, часто возвращался к ней и во время "Прямой линии" с россиянами в минувший четверг.

О том, как на практике реализуются требования федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части снижения давления на бизнес, депутаты пригласили рассказать представителей тех контрольно-надзорных органов, которые являются лидерами по количеству проверок, - Роспотребнадзора, Ростехнадзора и МЧС России.

Как сообщили докладчики, сегодня службами проводятся системные мероприятия, направленные на минимизацию административного давления на бизнес, и внедряется риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности, позволяющий исключить из плана проверок субъекты с низким риском опасности. Также действуют надзорные каникулы на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прекращены проверки с целью государственного надзора за соблюдением требований законодательства в сфере энергосбережения, повышения энергетической эффективности, защиты прав потребителей.

По словам врио руководителя краевого управления Роспотребнадзора Татьяны Детковской, за последние пять лет общее число плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности снизилось в 2,3 раза. В прошлом году в отношении бизнеса управлением было проведено 2273 проверки, что на 12 процентов меньше по сравнению с 2016 годом. Также отмечается сокращение доли контрольных мероприятий в отношении предпринимательского сообщества в общем количестве проверок. Если в 2016 году этот показатель составлял 90,4 процента, то год спустя - 78 процентов.

В то же время Татьяна Детковская обратила внимание на значительное увеличение доли внеплановых проверок, которые осуществляются службой в соответствии с поручениями президента России и правительства РФ. Число таких контрольно-надзорных мероприятий возросло с 16,6 процента в 2016 году до 31 процента в 2017 года.

Аналогичные тенденции в надзорной деятельности Ростехнадзора отметил заместитель руководителя дальневосточного управления службы в Приморском крае Виталий Скиба. Он сообщил, что в последние пять лет число проверок постоянно снижается. В 2013 году было проведено 2596 таких мероприятий, в прошлом – 1936.

Снижению административной нагрузки на бизнес, по мнению участников заседания, также способствует замена административного наказания на предупреждение. Это позволяет предприятию устранить нарушение и избежать штрафа. "Общая сумма наложенных штрафов на бизнес в 2017 году составила 9,1млн рублей, что на 33 процента меньше, чем в предыдущем году. В свою очередь практически в 2 раза увеличилось количество вынесенных предупреждений с 522 в 2016 году до 944 в прошлом", - озвучила показатели по своему ведомству Татьяна Детсковская.

Помимо этого, минимизации давления на бизнес способствует введение дистанционного контроля, одним из видов которого является предостережение. Оно направляется предприятиям надзорными организациями и позволяет предотвратить нарушение требований законодательства. Также использование электронного отчета о производственном контроле предприятия помогает службам осуществлять надзор без контакта с субъектом предпринимательства, а бизнесу – избегать административных наказаний.

Вместе с тем в ходе совещания было заявлено, что реальное снижение давления на бизнес возможно только при ответственном подходе предпринимателей к требованиям законодательства. "Стоит отметить недобросовестное отношение бизнеса к пожарной безопасности без надзора, - привел пример врио начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Приморскому краю Антон Оркиш. – В ходе 300 проверок, которые проводили в крае органы прокуратуры после трагических событий в г. Кемерово и в которых участвовали специалисты госпожарнадзора, было выявлено свыше 3,8 тысячи нарушений требований пожарной безопасности. Эксплуатация ряда объектов была приостановлена, потому что существовала реальная угроза для жизни и здоровья граждан".

Старший помощник прокурора края Елена Барабаш рассказала о работе, которая проводится прокуратурой по пресечению органами власти фактов создания административных барьеров и ущемления законных интересов предпринимателей: "В целом в прошлом году нами выявлено свыше 1,5 тысячи нарушений, вынесено 275 протестов и внесено почти 500 представлений. К дисциплинарной ответственности привлечено 168 виновных лиц, к административной – 53. Кроме того, в ходе проверок исполнения законодательства со стороны органов контроля было выявлено достаточно большое количество нарушений – свыше тысячи, а также 54 незаконные проверки", - сообщила Елена Барабаш.

Позицию предпринимательского сообщества на заседании комитета представляли бизнес-омбудсмен Марина Шемилина и председатель Общественной палаты Приморья Борис Ступницкий. Уполномоченный по защите прав предпринимателей поддержала докладчиков в том, что с введением риск-ориентированного подхода реформа контрольно-надзорной деятельности идет в правильном направлении. Однако есть поводы и для беспокойства - увеличение административных расследований и проверок по различным поручениям, неоправданно жесткие меры наказания за незначительные нарушения и другие.

О важности соблюдения баланса между избыточным вмешательством контрольно-надзорных органов в деятельность хозяйствующих субъектов и соблюдением законных прав и уровня безопасности граждан, говорил Борис Ступницкий. Также он отметил, что под действие федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подпадают не все виды надзора: "Около 70 из них регулируется другими законами, поэтому сегодня возникла необходимость принятия нового законодательного акта".

Заместитель председателя комитета по региональной политике и законности Александр Лось согласился с тем, что систему контрольно-надзорной деятельности нужно менять. "Положительные сдвиги в решении этой проблемы уже есть: введен риск-ориентированный подход, снижено количество проверок. В то же время, например, много вопросов возникает к правоохранительным органам, которые, работая в рыночных условиях, до сих пор живут советской отчетностью. К этой ситуации также нужно привлекать внимание президента России и законодателей, стараться вместе ее исправить. Ведь, по мнению ведущих экономистов, зарегулированность отечественной экономики достигает сегодня 70 процентов", - подвел итог дискуссии Александр Лось.