Даценко Алена
Источник изображения: DEITA.RU

Все дети тянутся к творчеству — желание творить заложено в нас самой природой. И каждый ребёнок, делая первые творческие шаги, когда-то рисовал. Любовь к изобразительному искусству у многих сохраняется на всю жизнь, в независимости от того, какую профессию мы выбрали. А соприкоснуться с художественными произведениями вновь и вновь нам помогает музей – картинная галерея.

Директор Приморской государственной картинной галереи Алёна Даценко рассказала DEITA.RU, как сотрудники галереи работают с особой категорией зрителей – с детьми, в какие игры можно играть в залах, на стенах которых висят произведения искусства, и о какой работе с детьми они мечтают ещё.

- Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые, непосредственней. Когда дети приходят в картинную галерею, интересно ли им?

- Если мы окунёмся лет на 25 назад, то в галерее были просто экскурсии и лекции, и детям они были не особо интересны. Но сейчас формат работы поменялся. Но на сегодняшний день нашими коллегами накоплен большой опыт по работе с детской аудиторией. В лучшую сторону. Так, чтобы в музее, на выставке им был интересно, чтобы это затрагивало ребёнка. А не просто им бы рассказывали скучную экскурсию, а ребёнок мялся бы и думал: да когда ж это закончится. Тогда, 25 лет назад, была система обязательного посещения музеев для всех детей. Впечатления у них, конечно, оставались, но форма подачи, да, была скучна. Сейчас всё иначе.

- Что стало иначе?

- Сама форма работы. В работе с детьми важно непосредственное общение. Сейчас встречи в галерее проходят в формате игры, квеста, диалога. Детям интересно, когда они сами участвует в процессе, когда задают вопросы, когда может выразить своё мнение. Ребёнок не может долго удерживать внимание, это доказано психологами. А когда работа идёт в диалоге, задаются вопросы, дети начинают вдумываться, и их внимание держится на теме. Для детей очень важно, чтобы их выслушали. Они умеют замечательно рассуждать, анализировать, и важно дать им такую возможность. А сделать это можно только в диалоге. И, знаете, порой дети высказывают очень интересные мысли.

- Что детям нравится особо?

- Задания, которые они могут выполнить. Во время экскурсии они получают большое количество информации, и её надо закрепить. Это делается через вопросы и игры. Включаем и соревновательный, командный момент. Соревнование всегда подтягивает силы. Дети бегают по галерее, находят нужные фрагменты по заданию, отвечают на вопросы. Вот тут-то у них много азарта и радости. А побеждает у нас, как правило, дружба. Каждый ребёнок уходит с призом. Приз – пряник. Он особенный, сделан в виде палитры, его для нас изготавливают наши партнёры. Пряники мы закладываем в каждый квест.

- Пряники получают все? А те, кто не победил в командной игре?

- Конечно, все. Каждый ребёнок уходит с пряником, все, кто участвовал в квесте. Понятно, что есть соревновательный момент, и кто-то половчее, побыстрее, а кто-то помедленнее.

Но это не значит, что они ответили неправильно. Дети всегда уходят довольными - они получили удовольствие, они получили награду за участие. Им это очень нравится.

- К каким выставкам разрабатываются программы?

- В основном к большим, масштабным выставкам. К таким, как выставка картин Карла Брюллова, которая проходит у нас сейчас. Таким, как выставки Ивана Айвазовского, Верещагина которые прошли у нас не так давно. Ещё, мы готовим мастер классы. Сейчас у нас идёт выставка японского ручного ткачества Кураёси Гасури. К ней подготовлена большая программа. Дети знакомятся с различными видами японской культуры, природными материалами, узорами – теми элементами творчества, которые интегрированы в эту выставку. Им рассказали, как правильно одевать кимоно. Для детей очень важна сопричастность, когда они делают что-то руками, что-то могут унести с собой. Поэтому мастер классы всегда вызывают большой интерес.

- В картинной галерее есть специализированное детское направление?

- У нас есть Детский музейный центр. Он находится в здании на Партизанском проспекте, 12. У центра разные задачи. Одна из них – выставки. Выставки проходят как внутри музея, так и за его пределами. У нас большая коллекция детского рисунка, более десяти тысяч.

- Где детские рисунки показывают за пределами центра?

- В библиотеках, в домах инвалидов, а доме престарелых. Эти выставки всегда вызывают большой восторг. Нас обычно просят: «Пожалуйста, вы только не оставляете нас. Когда выставку снимите, привезите другую». Детское творчество очень искреннее, радостное, дарящее очень хорошую энергетику. Эти работы несут сильное позитивное начало, добро, радость. Мы слышим только положительные отклики, люди в восторге.

Есть работы детишек из других стран. Из Японии, Китая, Кореи, Индии. В галерее проходило много международных выставочных проектов, и лучшие работы отбирались в фонды. Есть вещи просто потрясающие.

- Вы с таким удовольствием рассказываете о работе центра.

- Нам очень хочется, что бы наш Детский центр работал более масштабно. Я смотрю, как работают с детьми другие региональные музеи. Конечно, в первую очередь, мы равняемся на столичные музеи. В Русском музее, в Санкт-Петербурге, есть Центр детской музейной педагогики. Там работают искусствоведы, педагоги, художники, психологи, преподаватели высшей школы, специалисты в области компьютерных технологий, театральные работники. Они ориентированы на исторический опыт и современные исследования в области искусства и музейной педагогики. А также на сотрудничество с крупнейшими отечественными и зарубежными музеями, культурными, образовательными и научно-исследовательскими институтами, вузами, школами и дошкольными образовательными учреждениями. Это обеспечило успех деятельности центра. В своей работе мы используем их методические материалы и наработки.

Есть программа «Здравствуй, музей!», - многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа, которая разработана сотрудниками отдела с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей.

Один из разделов этой программы для дошкольников - «Мы входим в мир прекрасного». Он помогает и родителям впервые привести ребёнка в музей. Даёт понимание, как надо выстроить взаимодействие с ребёнком, чтобы музей стал для него открытием прекрасного, и ему вновь хотелось сюда прийти. Это очень важно. Потому что если ему было в музее скучно, и он не хочет идти вновь, то не тащить же его силой. Воспитание должно быть поступательным. Если в музее ребёнку стало интересно, и он потом пришел сюда школьником, затем студентом, потом пришел со своей девушкой, то мы понимаем, что он приведёт в музей и своих детей. Воспитывать надо с маленького возраста, ещё с дошкольного.

- А с какого возраста к вам приходят дети?

- Как правило, школьники.

- Как вы считаете, совсем маленьких детей стоит приводить в галерею?

- У нас дети с родителями ходят с года. И даже гораздо младше. Для этого мы делаем всё возможное. Конечно, родители должны понимать, что ребёнок не должен дотрагиваться ручками до картин, скульптур. Должны соблюдаться некие элементарные правила относительно безопасности произведений. Совместная работа родителей с детьми и даёт воспитание у детей отношения к месту (музею), экспонатам. Приходят к нам и родители с совсем маленькими детками, которые ещё не ходят, на ручках сидят. Но родители считают очень важным привести их в галерею, видят в этом положительный момент, то, что такие посещения будут благотворно влиять на сознание ребёнка. Кто-то даже с сидячими колясками путешествует по залам галереи. У нас это можно, это мировая практика. Мы понимаем, что это удобно и идём родителям на встречу.

- Есть ли у вас планы по Детскому центру? Чем можете поделиться?

- Прежде всего, мы хотим, чтобы наш Детский музейный центр стал очень мощной творческой базой. Во-первых, образовательной базой для дошкольных педагогов, работающих в сфере дошкольного образования - это воспитатели детских садов. Сейчас мы прорабатываем формат проведения такого семинара на базе Приморской государственной картинной галереи. Важно работать с детскими садами и внедрять программу, через которую дети будут открывать для себя музеи. Мы понимаем, что творчески дети больше всего работают в детском саду. Когда мы приходим за детьми в сад, то они каждый день что-то делают: сегодня рисунок, завтра поделки, послезавтра коллективная работа. Но это всё должно базироваться на знании. Что бы ребёнок понимал, что такое натюрморт, что такое портрет. Это понимание он может получить в совместной работе дошкольного педагога и специалиста галереи.

Ещё для нас важно организовать образовательные программы на базе Детского музейного центра для детей дошкольного возраста и школьного возраста. У нас, конечно, практикуются лектории для детей и проходят выставки, конкурсы, мастер-классы. При детском центре работают студии. Но я хочу, чтобы центр был больше, что бы можно было увеличить штат. На сегодняшний день в центре работает два человека, это катастрофически мало. При большем штате будет возможность расширить направления этой работы. И ещё, у центра должно быть больше площадей.

- Сейчас Детский центр действует и как выставочный зал?

- Да. И как Детский центр, и как выставочный зал. Но как выставочный зал больше, так как у нас есть выставочный план, который мы должны выполнять. А так как у нас очень не хватает выставочных площадей, мы вынуждены использовать под текущие выставки и залы на Партизанском проспекте.

Если бы у нас были дополнительные площади, то детский музейный центр мог бы полностью базироваться на Партизанском проспекте. Должна быть отдельная площадка, где постоянно будут идти различные формы работы с детьми: работа творческих студий, лектории, выставки, образовательные программы для педагогов. Чтобы родители с детьми могли прийти туда в любо удобное для них время, зная, что здесь всегда работают программы для детской и юношеской аудитории. И открыть для себя много интересного и полезного в области изобразительного искусства. Даже просто полистать журналы по искусству. У нас большая подборка журналов «Юный художник». Сложить пазлы по мотивам произведений из коллекции галереи, сыграть в игру МЕМО, посмотреть выставку детских работ, порисовать. У нас обычно в залах стоят мольберты с белыми листами и лежат карандаши. Когда дети приходят с родителями, то родители смотрят выставку, а дети что-то рисуют. Когда проходит выставка, как сейчас идёт выставка Кураёси Гасури, то всё это убрано, к сожалению.

Конечно, за год проходит и несколько детских выставок, но в идеале у детей должно быть своё отдельное пространство.

- А что должно быть, если помечтать?

- Это должно быть их пространство. Что бы там проходили только их, детские выставки. Что оно было наполнено только детскими образовательными программами, студиями. Что бы это был полноценный детский музейный центр, в полном смысле этого слова. Что бы жизнь в нём кипела. Там должна быть своя библиотека по искусству, которая даёт возможность знакомиться с материалами не только детям, но и педагогам. У нас очень много книг, замечательных изданий касающихся педагогического образования, то, что мы получаем из Русского музея, из Эрмитажа. Тот же журнал «Юный художник». Как показывает практика, люди садятся и листают, потому что им интересно, в нём написано на доступном языке, очень понятно.

Сейчас дети очень активны в гаджетах. И когда у нас на выставках стоял интерактивный стол с контентом путешествия по музею-усадьбе Останкино, дети овладевали им гораздо быстрее взрослых. Мы сейчас разрабатываем интерактивную программу, которая будет интересна для детей, она в виде игры. Но для оборудования, то опять же, нужно отдельное помещение.

Недавно заказали планшеты для рисования песком. Они уже в пути. На них можно рисовать песком – детям это очень нравится. Занятия тоже будут проходить на Партизанском проспекте. Есть такие и столы, но пока мы приобрели планшеты, они более мобильны, их можно убрать после занятия, а в случае необходимости вновь поставить в зале. Но в идеале, они должны находиться в залах постоянно, но такой вариант возможен, только если это пространство будет полностью предоставлено под Детский музейный центр. Поэтому пока работаем в возможном для нас формате.

У меня есть мечта, чтобы дети, которые зашли в детский музейный центр росли вместе с картинной галереей. Что бы дети знали, что это их дом, где через творчество они могут для себя познавать и открывать мир. К этому и надо стремиться.

- Как ещё в галерее работают с детьми?

- Интересный вид работы, когда дети что-то делают вместе родителями. У нас были семейные квесты в группах выходного дня. Это очень сближает семьи, когда дети и родители помогают друг другу. Очень интересный формат. Или совместное участие в мастер-классах.

Проводим детские Рождественские балы. Они проходят в окружении художественных произведений в нашем основном здании (Алеутская, 12), в залах постоянной экспозиции или масштабных выставочных проектов. Многие приходят на балы уже несколько лет подряд, потому что знают, что у нас каждый раз совершенно новая, необычная, интересная программа. Она не повторяется. Мы специально разрабатываем её в контексте выставок, которые проходят в это время. У нас нет Снегурочек и Дед Морозов. Всё связано с персонажами выставок, с искусством. Очень довольными остаются и дети, и родители.

Сейчас подготовили и уже получили тираж, двух игр МЕМО. Это настольная обучающая игра, связанная с произведениями искусства. Она помогает через игру разобраться в жанрах. Мы сделали ее на основе разработок наших коллег из ведущих столичных музеев. В основе игры произведения из коллекции Приморской государственной картинной галереи. Пока это два вида игры: один по классическому русскому искусству, второй по коллекции приморских художников. Мы считаем, что очень важно знать художников, которые работали у нас в крае и составляют его славу и гордость, с кем связано становление региональной школы искусства.

Скоро выпустим специальную детскую брошюру по Приморскому искусству. Ее около полугода разрабатывал наш научно-просветительский отдел. Она уже в вёрстке. Страницы этого издания можно будет и разукрашивать, и найти в ней наши, местные памятники и достопримечательности. Например, железнодорожный вокзал, сквер Невельского, Золотой мост через бухту Золотой Рог. А также растения нашего края: лотос, женьшень и другие. И всё через изучение произведений наших приморских авторов, чьи работы находятся в фондах картинной галереи - это знакомство с нашим региональным искусством. Замечательно, когда дети знают Репина и Саврасова, но очень важно, чтобы они знали и наших приморских художников, которые пишут свой город, свой край. Очень важно, когда дети знают, понимают и гордятся тем местом, где живут.

Ирина Павленко