О том, как стать успешным в кино, какие секреты отечественной киноиндустрии существуют корреспондент DEITA.RU спросил у известного российского  продюсера.

Наталья Иванова, продюсер, 15 лет глава продюсерской компании «Хорошо продакшн». Эта хрупкая женщина с обаятельной улыбкой управляется с многомиллионными бюджетами, обладает даром дипломата и полководца — иначе как собрать и управлять коллективами из десятков творческих личностей и держать в руках сложнейший механизмом кинопроизводства. В ее фильмах снимались Александр Балуев и Ральф Файнс, Эвклид Кюрдзидис и Константин Лавроненко, Лариса Гузеева, Вилли Хаапасало, Алексей Серебряков и Иван Охлобыстин. В арсенале - множество призов на российских и международных фестивалях за художественные и документальные фильмы. Самые дорогие награды, по словам Натальи, это Призы зрительских симпатий, потому что всегда режиссеру и продюсеру хочется, чтобы  труд оценил зритель. И, если он нашел время , купил билет и  пришел на наш фильм, который ему еще и понравился - это лучшая награда!

Наталья, кино для большинства людей это одна такая большая сказка, где по бесконечным красным дорожкам в сияющем свете софитов плывут улыбающиеся кинозвезды? А что такое на самом деле кино?

Может быть, это не плохо, пусть так и думают? Не хочется никого разочаровывать. Хотя на самом деле кино - это  очень  сложный производственный процесс, в создании которого принимают участие от 50-100 человек в общей сложности. На создание фильма уходит минимум  три года- это немалый срок !  Я  сейчас имею ввиду  время, если сценарий  написан . Сценарий – самая важная составляющая будущего фильма , даже над готовым   идет очень кропотливая работа режиссера и сценариста,   частенько  меняются линии героев,  характеры,  "вычищаются" диалоги. И после того, как будет поставлена в этой работе последняя точка, режиссером и оператором пишется режиссерский сценарий,  по  каждой сцене, которая  будет сниматься.

На каком этапе подключается продюсер? 

От самого  замысла. Есть несколько путей создания фильма. Первый — когда есть идея будущего фильма у продюсера, тогда он  начинает  поиски сценариста, режиссера, актеров. Есть второй путь — когда автор  приходит с готовым сценарием и предлагает его  продюсеру — и тут уже важно, чтобы этот материал  совпал  с душевными интонациями продюсера. И третий путь -  когда со сценарием приходит режиссер, этот вариант наиболее предпочтительнее,  проще и быстрее можно сделать фильм. Режиссер  знает, как будет снимать, какие будут играть  актеры, кто будет оператор, это самый предметный разговор.

 Иванова Наталья

Насколько реально  неизвестному человеку с улицы своим сценарием и заинтересовать продюсера?

Если  во Владивостоке ходят  по улицам люди со сценариями под мышкой, то реально. Я    часто  получаю по почте  сценарии или  конкретные  предложения — сегодня  же все  могут найти  всех, это не проблема. Хотя, по правде сказать, я не очень доверяю любителям, больше обращаю внимание на профессионалов. Многим литераторам кажется, что написать сценарий к игровой картине- плевое дело, но, как показывает жизнь,  совсем немногим это удается. Сценарист -  это другая профессия и ей надо долго и упорно учиться, да еще и талант не мешало бы иметь.

Продюсеры разными путями ищут сценарии, у нас в индустрии  регулярно проходят питчинги — это мероприятия, где авторы представляются проекты и  мы  выбираем, кому и что по душе.

Туда можно свободно попасть?

Да, это открытая информация, все можно найти в интернете, узнать и прийти. Заявку посмотрят, отберут, и ты уже  можешь участвовать. Это, кстати, очень полезное дело  — умение подавать себя не многим дано, а это очень важно.

А продюсером как стать?

Не знаю (смеется) Например,  закончить ВГИК, продюсерский факультет. Но, часто  в эту сферу  приходят люди и  не из профильных ВУЗов. Я, например, закончила Институт стали и сплавов (МИСИС).

Почему так происходит, что приходят из других сфер?

Наверно накапливается какой-то жизненный опыт, приходит понимание того, что ты реально хочешь делать. Вот  я, например, по своей прямой специальности инженер-металлург, в один прекрасный день поняла,  что не хочу и не могу  работать по специальности. Правда,  так и было ,  еще в 80-е годы —  я в один день приняла решение уйти. Случайно  попала в мир кино и прошла  долгий и интересный путь от рядового методиста кинотеатра до продюсера.

Каждая профессия требует не только набора знаний но и определенных качеств. Какие качества должны быть у успешного продюсера? 

Очень много разных качеств. Конечно, трудолюбие, терпение. Очень важное качества - интуиция  и  умение контактировать с людьми, потому что   на съемочной  площадке обирается около 60 человек, каждый со своим характером, привычками, вкусами, всех их надо объединить, заставить работать с душой, чтобы получить хороший результат.  Если это удается — считайте, что полдела сделано. Конечно, продюсеру необходимо иметь знания в  вопросах  культуры, политики,  социума, он  ведь   имеет дело со сценаристами, писателями, которым,  иногда нужно  очень  аргументированно   показать  проблемы с  мотивацией  героев, про сценарий в целом. Часто бывает,  продюсер выступает в роли переговорщика   становится как бы в мостом,  между сценаристом и режиссером, между режиссером и актером и т. д. Это во многом дипломатическая  профессия. Настоящий продюсер - всегда дипломат. Да и еще и финансист...  Ну только что не артист. Хорошо выглядеть — тоже часть нашей профессии. И, конечно, должно быть обаяние, потому что ты контактируешь со многими людьми, нужно расположить человека, вселить в него определенную уверенность, это особенно  важно  при поиске инвесторов. 

Кто сейчас в нашей стране даёт деньги на кино?

Сейчас, в условиях санкций, одна надежда на Министерство культуры. Практически мы  перестали делать ко-продукцию, что очень жалко. В  России те, кто  раньше и давал денег на кино , уже не дают. Финансировали те, кто любили кино, просто хорошие друзья. У всех сейчас свои проблемы и трудности. Отходят и те инвесторы, кто давали и ждали от нашей индустрии бизнеса,  а  его,  кинобизнеса  в нашей стране пока нет, значит своих денег инвестору не вернуть.

Ральф Фаинс


Для непосвященных - сколько стоит фильм сделать?

 Фильм разные и стоят они по-разному.   Наша компания делает авторское кино и поэтому с бюджетами больше 100 миллионов рублей мы дело не имеем. В среднем фильм делается от 50 миллионов.

А что должно произойти произойти, чтобы киноиндустрия стала бизнесом?

Тут в двух словах не скажешь. Есть основополагающие составляющие, такие как кинообразование, свободный рынок, дешевые кредиты, отсутствие поддержки в кинопрокате,  нехватка кинозалов и не только.

 А есть и сопутствующие: оторванность нашей киноиндустрии от мирового процесса, нет взаимообмена между киношколами разных стран, нет  возможности  посылать учиться наши таланты в другие страны. Одним словом, мы идем своим путем, куда , правда пока не ясно. В контексте мирового кино русское кино  представлено как авторское или артхаусное. До  коммерческого кино мы  пока только  дотронулись, это пока  американская территория бизнеса

Один из факторов нормального существования киноиндустрии у нас — отсутствие кинозалов?

В том числе. Например, на фестивале «Меридианы Тихого»  мы с  большим успехом показали последний фильм  «Не чужие»  режиссера  Веры Глаголевой — и был полный зал. После фильма было обсуждение, которое показало, что фильм тронул зрителя, что люди хотят его смотреть и   будут рекомендовать его смотреть своим друзьям, когда он выйдет в прокат. А я боюсь, что в вашем городе, если фильм если и появится в прокате, то это будет всего одна неделя  и фильм будет стоять на  сеансе в  10 утра. Это, конечно неудобное время!  И ваш кинопрокатчик будет мне потом рассказывать, о том, что он не может держать нашу картину  и должен ее снять, потому что несет убытки!  А мало зрителей - не потому что фильм плохой, а  потому,  что неудобный сеанс и  нет рекламы. А рекламы нет,  потому что у нас  нет для этого бюджета! Министерство культуры раньше поддерживало нас  в прокате, сейчас нет.  Есть мнение, что денег в  рекламу надо вложить почти столько же, сколько в производство фильма. Нам этого не поднять. Вот  поэтому и  пропадают  наши фильмы, и  не видит их  зритель. С одной стороны государство говорит «вот вам деньги, делаете кино» другой стороны  - вы сделали кино, большое спасибо, дальше государство не дает ни одной копейки.

 Получается такой замкнутый круг -  с одной стороны нет залов, с другой даже если зал есть, это еще   не обеспечивают привлечения зрителей, потому что нет рекламы?

Да. А есть фильмы,  которые вообще не выходят в прокат! Довольствуются только фестивальным прокатом.

А прокатчики не идут на то, что бы вкладывать в рекламу?

Прокатчики ни на что не идут. Они  предоставляют кинозалы, а поскольку сегодня киносети - это частная собственность, в большинстве своем, то они берут   уже  готовый рекламный пакет от производителей:   фильм, постер,  трейлер и другое , и  забирают половину  от всех сборов фильма.  Дальше,  часть денег  забирает дистрибьютор, который  расписал фильм, PR- агенты!  Вот и считайте, сколько я получу, как продюсер — слёзы.  Больше того скажу, сейчас огромная проблема с телеканалами, которые не покупают российское кино, у них  из сетки исчезли  слоты  для  показа  российского кино, остались  одни телесериалы да  шоу. 

Они считают, что будут  иметь плохие рейтинги?

Да, они так  считают, что не будет рейтингов ! Телешоу- это как фастфуд, ешь- вроде вкусно и с виду  красиво,  а  что ты конкретно поел - не важно!  Все шоу на одно лицо, с одними и теми же темами. Герои ходят от передачи  к  передаче, пока они востребованы. Страшно другое, думающие люди отдают себе отчет, что это плохо, но погоня за рейтингами продолжается… У нас  главный инвестор в российское кино- это государство, надо помогать продюсерам в продвижении фильмов к зрителю, которые и   в кинозалах,  и  у  телеэкранов.  

 По большому счёту, вопрос развития отечественной киноиндустрии, это вопрос культурной политики государства?

Да, это вопрос культурной политики. Всякая политика складывается из  стратегии, долгосрочных планов, конкретных  программ. Вот что-то  подобное, про  развитие  нашей киноиндустрии я пока не слышала, а  мы, продюсеры,  этого очень  ждем.  

Валерия Павлова