ПОВОРОТ НА ВОСТОК:

НОВАЯ СТРАНИЦА В ИСТОРИИ ПРИМОРЬЯ

Как вызовы превратились в большие возможности
Спецпроект ИА DEITA.RU

Дальний Восток был объявлен приоритетом развития 21 века президентом Владимиром Путиным, однако реальные очертания поворот на Восток приобрел лишь в 2022-м, когда коллективный Запад объявил санкционную войну России. Для российской экономики это стало не только настоящим вызовом, но и открыло новые возможности. Грузовой поток повернулся с запада на восток, а Приморье в этом процессе выступило основным связующим звеном. Какие перспективы открывает поворот на восток для региона, и какие проекты сыграют в этом ключевую роль - в спецпроекте DEITA.RU.
С начала санкционного давления на Россию импорт в страну переориентировался с западных портов на дальневосточные. Так, в 2022 году два основных порта на западе страны, Новороссийск и Санкт-Петербург, были загружены до 50% от своих мощностей, в то же время порты Дальнего Востока увеличили свои объемы в полтора раза. Транспортная и логистическая сфера стали ключевыми отраслями экономики региона. В фокусе внимания оказались и международные транспортные коридоры: «Приморье-1» и «Приморье-2».
«Перестраиваются пути поставок, меняется вся система внешней торговли. И именно в этой сфере у Приморского края есть компетенции, опыт и потенциал. Реализовав его, мы и стране поможем, и выведем качество жизни в Приморье на новый уровень», – заявлял губернатор приморья Олег Кожемяко в своем отчете перед депутатами Законодательного Собрания.
122%
Рост внешнеторгового оборота в 2022 году до 13 млрд $
122
Страны-партнера – работают с Приморьем
100 миллионов тонн
Грузооборот новых портов Суходол, Вера, Аврора, Коулстар
300 миллионов тонн
Общий объем грузов после строительства новых портов
300 миллионов тонн
Общий объем грузов после строительства новых портов
Приморские порты
Удвоят грузооборот до 2030 года
23%
Рост внешнеторгового оборота Приморья в I квартале 2023
22,6%
Рост экспорта
24,2%
Рост импорта
328 миллиардов
Вложено в экономику Приморья за 2022 год
13 %
Рост инвестиций в Приморье
IV место
В рейтинге регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия в России
20%
Рост производства в сельском хозяйстве
1 млн - тонн зерна и сои
Рекордный урожай за всю историю Приморья
100%
Обеспеченность края свининой
2
Завода по производству кормовых витаминов, пробиотиков, антибиотиков запущены в Приморье
1/3
Рост производства рыбной промышленности
10,5%
Рост объемов продукции акваферм
8,5%
Рост экспорта рыбы и морепродуктов
19 судов
Строят приморские верфи в рамках инвестиционных квот
41 миллиард
Стоимость заказов на строительство судов
1,5 триллиона рублей
Составил валовый региональный продукт
1,3 млн
Туристов посетили Приморье в 2022 году
5 млн
Ожидаемый турпоток в Приморье
3,2 млрд
Вложено в развитие туристической инфраструктуры
Участники рынка уверены - тренд на Восток долгосрочный. В крае идет строительство и проектирование нескольких новых портов с общим объемом грузооборота до 100 миллионов тонн – это порты Суходол, Вера, Аврора, Коулстар. Крупный проект сухого порта в Артеме. Суходол на 20 млн тонн заработает уже в этом году. Вся эта инфраструктура в совокупности позволит портовым мощностям переваливать до 300 миллионов тонн грузов, что удвоит грузооборот приморских портов до 2030 года.
Встречаясь с президентом России Владимиром Путиным, губернатор Приморья Олег Кожемяко предложил дать региону импульс, сравнимый с проведением Саммита АТЭС, отметив, что краю нужно второе дыхание. Речь шла об инвестициях в энергетику и инфраструктуру, в том числе на границе с Китаем, чтобы регион мог в полной мере реализовать свой потенциал.
Итог встречи – формирование Программы ускоренного развития отраслей экономики Приморского края: транспортные и экспортно-ориентированные инвестиционные проекты, а также необходимая инфраструктура и предложения по оптимизации таможенных и логистических процедур.
С помощью этой программы при поддержке федерального уровня в Приморье намерены завершить строительство дороги Владивосток – Находка – порт Восточный, создать необходимую инфраструктуру для строящихся морских и «сухих» портов, модернизировать международные пункты пропуска и дороги к ним.
По последнему направлению работа уже ведется: сейчас реконструируют пограничные переходы Пограничный и Марково. До конца этого года рабочие возведут все необходимые конструкции и проложат инженерные сети. В зимнее время строители займутся внутренними работами и монтажом инженерных коммуникаций и оборудования. Завершат реконструкцию пограничных переходов в 2024 году. Новое оборудование позволит значительно увеличить пропускную способность пограничных переходов.
Приморье занимает IV позицию в рейтинге
российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия
Сотрудничество с Китаем вышло на качественно новый уровень. Так, по итогам участия Приморского края в 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке приняты решения о создании международной ТОР, транспортной приграничной инфраструктуры, удвоении грузооборота приморских портов до 2030 года благодаря увеличению транзита, в том числе китайских грузов, модернизации таможенно-логистического терминала в Краскино, строительстве международного азиатского торгово-промышленного парка и возврате к допандемийным показателям туристического потока в Приморье.
По словам руководителя агентства международного сотрудничества Приморья Алексея Старичкова, товарооборот между Китаем и Приморьем может составить до 10 млрд $. В прошлом году эта цифра равнялась 7,5 млрд $.
«В нынешних политических условиях сотрудничество с Китаем приобретает почти первоочередное значение. Мы видим увеличение объемов торговли и перевалки грузов в наших портах, на железнодорожных станциях и пунктах пропуска. Приморский край сейчас приобретает другой смысл в рамках всей страны – он становится хабом, окном в мир, основным транзитным регионом, связующим Россию и Северо-Восточную Азию. На это есть много причин, в том числе и наша общая граница с Китаем, пять пунктов пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта», - отметил Алексей Старичков.
Новые вызовы дали региону большие возможности, которыми мы уже пользуемся, чтобы сделать жизнь приморцев еще лучше. Считаю, что нам выпал уникальный шанс участвовать в историческом процессе, где роль нашего края в судьбе Дальнего Востока и страны выходит на первый план. Уверен, что с трудолюбием и талантами приморцев мы сможем воплотить в жизнь самые лучшие проекты. И построить в Приморье для подрастающего поколения самое лучшее будущее.
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко
Доцент кафедры востоковедения, старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России Иван Зуенко считает, что у российско-китайского сотрудничества большие перспективы.
«Российско-китайские отношения представляются довольно устойчивой системой, в которой оба субъекта нужны друг другу, учитывают взаимные интересы и не делают того, что им противоречило бы. Это позволяет с уверенностью смотреть в будущее сотрудничества и выстраивать работу с Китаем – работу тяжёлую, с неизбежными просчётами и ошибками, но очень выгодную для российских контрагентов», - заявил Иван Зуенко.
Но не Китаем единым. Приморье расширяет количество торговых партнеров, на текущий момент оно увеличилось до 122-х. В первом квартале 2023 года внешнеторговый оборот Приморского края со всеми странами мира увеличился на 23%. Экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос 22,6%, импорт - на 24,2%. Приморье собрало рекордный урожай в 1 млн тонн зерна и сои и заняло IV место в рейтинге регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия в России.
Как отметил руководитель Представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке - посол по особым поручениям МИД России Андрей Броварец, весной этого года правительство обновило Концепцию внешней политики России. Европа и США ушли в концепции в самый конец списка, а в приоритет вышли Ближнее зарубежье, Арктика и Азиатско-Тихоокеанский регион, Китайская Народная Республика и Индия и т.д.
Документ конкретизировал одну из главных целей кооперации в этом направлении – «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Для Владивостока эти акценты в государственном документе значат не просто инвестиции или рабочие места, но концептуальное изменение роли региона в развитии страны.
Еще одно перспективное направление развития Приморья – туристическая отрасль
«По итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья вырос на 15% (прогнозируемый рост в 2023 году – 6%). Рост внешнеторгового оборота составил 22%. В рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ на сумму около 115 миллиардов рублей. Приморье посетили 3 миллиона туристов, что всего лишь на миллион меньше рекордного 2019 года, когда все границы были открыты. Именно так выглядит «Курс на Восток», - подчеркнул Андрей Броварец.
По мнению губернатора Приморского края Олега Кожемяко, сейчас приморцам выпал уникальный шанс участвовать в историческом процессе, где роль края в судьбе Дальнего Востока и страны выходит на первый план.
«Новое вызовы дали региону большие возможности, которыми мы уже пользуемся, чтобы сделать жизнь приморцев еще лучше. Уверен, что с трудолюбием и талантами приморцев мы сможем воплотить в жизнь самые лучшие проекты. И построить в Приморье для подрастающего поколения самое лучшее будущее», - считает глава региона.