telegr wh call

Алексей Тимченко: «В наступившем году должны измениться подходы к госконтролю бизнеса»

Тимченко

В 2020 году в стране должны поменяться условия для осуществления государственного контроля и подходы к такой работе, в том числе и в части осуществления проверок деятельности бизнеса со стороны различных государственных структур. Причина этому – подготовленные еще в 2019 году на уровне Правительства законопроекты, которые должны уменьшить объем оснований для проведения проверок в отношении предпринимателей. О том, чего ожидать в этой связи бизнесу региона, корреспондент ИА «DEITA.RU» побеседовал с Алексеем Тимченко, председателем Приморского регионального отделения «Деловой России», общественным уполномоченным по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, Территорий опережающего развития и иных особых экономических зонах.

- Алексей Павлович, так называемая «регуляторная гильотина», то есть исключение на законодательном уровне избыточных и дублирующих требований государства к бизнесу – это ведь одно из ключевых направлений работы «Деловой России»?

-Да, действительно, наше бизнес-объединение предпринимает серьезные усилия для того, чтобы концепция «регуляторной гильотины» как можно скорее получила бы практическое воплощение в жизнь. Те изменения в нормативные документы, которые разработаны на уровне Правительства к концу прошлого года, являются частью реформы контрольно-надзорной деятельности и их основная задача – достижение двух целей – виды контроля не должны дублироваться, а сами требования каждые пять лет анализироваться и отменяться при потере актуальности. Всего сейчас в нашей стране существует около 2 миллионов различных требований к деятельности хозяйствующих субъектов и свыше 200 видов различного контроля. При этом в рамках данной реформы планируется прямо разделить то, что касается работы предпринимателей и уделить этому повышенное внимание с точки зрения «гильотинирования», и напротив, в отдельную группу, которая не подпадает под «усечение», вывести нормы права и деятельность органов власти, которые бизнеса не касаются вообще или касаются по вторичному или вообще остаточному принципу. Это, к примеру, деятельность в области гособоронзаказа, валютного контроля, контроль в рамках силовых ведомств и Службы исполнения наказаний и так далее. В прошлом году было проведено много мероприятий по обсуждению указанных изменений, в том числе с привлечением представителей бизнес-сообщества. «Деловая Россия» активно работала в рамках данной повестки, в частности, сопредседатель нашего бизнес-объединения Антон Данилов-Данильян отметил, что  в целом замечания бизнеса на стадии разработки законопроекта учтены, но некоторые нормы еще предстоит доработать в Госдуме. В целом вектор движения, связанного с данными изменениями, понятен и очевиден, и его можно только приветствовать, главное чтобы эта система начала эффективно работать в 2020-2021 годах, как это запланировано. Я имею в виду не только принятие соответствующих нормативных правовых актов, но и создание адекватной юридической практики их применения, в том числе и на местах. По сути, государство понимает, что достаточно большую и сложную сферу государственного контроля нужно приводить к единому знаменателю, и чем скорее – тем лучше…    

- Насколько значимым для бизнеса будет уменьшение оснований для его проверок различными контролирующими органами?

- Конечно же, уменьшение количества проверочных мероприятий в целом должно сказываться положительно, поскольку существенно снижает административную нагрузку на бизнес. Но тут есть свои нюансы. По официальной статистике аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте, количество проверок бизнеса за последние годы и так уменьшается. Так, за 10 лет с 2008 к 2018 году количество плановых проверок сократилось в 4 раза, а внеплановых – в 2 раза, но при этом растут суммы штрафов, которые накладывают на хозяйствующие субъекты – к примеру, к 2018 по сравнению с 2015 годом в целом по стране она выросла в 2 раза. То есть проверять стали меньше, а наказывать – больше… При этом, при существенном снижении количества мероприятий, формально-юридически считающихся проверками, контролирующие органы начали все активнее применять различные ухищрения – запросы, мониторинги, опросы и так далее, из которых в итоге также начали вытекать санкции по отношению к предпринимателям, то есть появились как бы «новые проверки». Да и само любое подобное взаимодействие с государством бизнес однозначно нервирует и вызывает дискомфорт и опасения, и это понятно. Поэтому в новых проектах нормативных правовых актов предлагается четко регламентировать все возможнее формы взаимодействия – контрольная закупка, рейд, выездное обследование, а также широко применять меры, не связанные с «ударом по кошельку» - к примеру, рекомендации. Есть также намерения уйти от «палочной» системы оценки деятельности контролирующих органов – подсчета количества контрольных мероприятий, выявленных нарушений, выданных предписаний и назначенных штрафов, в пользу подсчета устраненных рисков как одного из основных показателей. В целом, должен быть создан единый механизм проведения контрольной деятельности, формирования ее форматов и оснований, что должно минимизировать практику, когда каждое министерство и ведомство, выполняющее контрольные функции, формирует собственный пакет регламентов и форм подобных мероприятий, само формулирует что контролировать...

- Судя по публикациям по данному вопросу федеральных медиа, однозначного прогноза по действенности снижения административной нагрузки в связи с этой историей пока нет. Тем более что раньше уже было немало случаев, когда формальные с виду улучшения приводили к появлению новых требований или каким-то другим негативным последствиям…

- Полагаю, что многое будет зависеть от практики применения новых норм, особенностей толкования новых норм, реакции прокуратуры как надзорного органа, а также собственно самого бизнес-сообщества, которое должно и дальше активно защищать свои интересы. В соответствии с законопроектами предусмотрено введение шести групп риска для проверяемых субъектов – от минимального до очень высокого. Конечно, это шаг логичный, но думаю что еще одним важным аспектом должно стать учитывание прошлого компании или индивидуального предпринимателя, деятельность которого проверяют – если в течение длительного срока деятельности претензий не было, то нужно относиться к таким проверяемым лицам как к имеющим крайне низкую вероятность совершения правонарушений. В противном случае уйти от практики периодической проверки «всех и вся» будет очень сложно. Кстати, аналогичный принцип, я считаю, необходимо иметь и в основе работы госструктур с бизнесом по другим направлениям – как минимум, при выдаче лицензий, разрешений, согласований и так далее…

- Насколько важно снижение административной нагрузки на бизнес для Дальнего Востока? Осуществление политики «Разворота на Восток» и работа в ТОРах, Свободном порту Владивосток и других экономических спецрежимах в условиях уменьшения контрольных мероприятий позволят ускорить динамику развития региона?

- Конечно же, это очень важно, тем более что бизнес здесь, согласно поставленным Президентом страны в майском указе 2018 года задачам, должен развиваться более активными темпами, чем в целом по России. Поэтому контрольно-надзорная деятельность в его отношении здесь не должна отличаться чрезмерной активностью и должна базироваться на очевидных основаниях для проверок. Недавно были опубликованы данные социологического исследования бизнеса, проведенного одним из крупнейших национальных банков. В его рамках было установлено, что текущая ситуация в стране развитие бизнеса тормозит, на это указали свыше 80% участников исследования. При этом основные причины – недостаток средств на развитие, высокая налоговая нагрузка, а также административные барьеры развития в широком смысле – начиная от получения различных согласований в государственных структурах и заканчивая проверками. При этом такие исследования проводятся на протяжении нескольких последних лет, и одним из трендов опроса 2019 года стало резкое снижение числа респондентов, которые верят в перспективу снижения административной нагрузки и государственного давления на бизнес. По-видимому, это как раз один из показателей того, что надо активнее работать в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, поскольку спрос на это со стороны предпринимательского сообщества очевидно растет. Если говорить о специфике Дальнего Востока, то тут,  как мне кажется, нужно как минимум выделить несколько сфер хозяйственной деятельности, где административную нагрузку на предпринимателей необходимо снижать. Это работа с землей и земельными ресурсами, строительство и сельское хозяйство, ориентированная на экспорт торговля, а также туристические услуги. Это те сектора, в которых сконцентрированы точки роста для региональной экономики в рамках политики «Восточного вектора». И чем скорее тут предпринимателям станет работать проще – тем лучше… Приморское региональное отделение «Деловой России» в рамках своей работы старается такие задачи решать – к примеру, в 2019 году мы активно поработали с Корпорацией по развитию Дальнего Востока, что привело к снижению количества различных формальных требований и запросов к резидентам ТОРов и СПВ со стороны данной структуры, являющейся управляющей компанией данных проектов.  И такая работа нами продолжается…

Популярное

«Приморозило»: лед сковал трассу в Приморье

Оранжевый уровень опасности объявил Гидрометцентр РФ в Приморье

Когда закончатся осадки во Владивостоке, сказали синоптики

«Просто лед» - на острове Русский заблокировано движение авто

Loading...
Загрузка...
Загрузка...