Глонасс

Новость об отмене ЭРА-ГЛОНАСС в Приморье, пожалуй, стала самым приятным событием текущей недели. Предложение действующим врио Олегом Кожемяко, выступившего за то, чтобы сделать установку «кнопки» добровольной, было поддержано полпредом президента на Дальнем Востоке Юрием Трутневым. И вот уже Минтранс и Минпромторг пообещали объявить о переходе на принцип добровольности установки ЭРА-ГЛОНАСС на праворульные автомобили, ввозимые в страну из Японии частным порядком, сообщает DEITA.RU. 

В этой новости прекрасно все, но вот вопрос, а что же мешало федеральным чиновникам сделать это раньше? 

Напомним, поправки к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действующие с 1 января 2017 года, требуют устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» на все вновь выпускаемые в обращение в России автомобили, а также на машины, которые ввозятся из-за рубежа. В Приморье для того, чтобы ввозимые автомобили попадали под действие технического регламента и могли быть выпущены в обращение таможней, был разработан так называемый временный порядок действий и установки на них системы «ЭРА-ГЛОНАСС». 

При этом, к вопросу было решено подойти творчески: порядок, вроде как был частной коммерческой структурой АО «ГЛОНАСС» придуман, но не был должным образом оформлен. В результате, в регионе до сих пор действует парадоксальная ситуация: «чудо-кнопки» устанавливаются незаконно. При этом, еще в начале вступления «временного порядка» в силу, DEITA.RU неоднократно указывало на его противоречие федеральному законодательству. И на закономерный вопрос: «На основании какого же нормативно-правового акта данная процедура работает?» в том же Министерстве промышленности и торговли на запрос агентства лишь замечали, «что, по их мнению, оператор Системы может устанавливать в рамках предоставленных законодательством полномочий административные процедуры в отношении порядка оснащения транспортных средств устройствами (системами) вызова экстренных оперативных служб». То есть, основанием являлось лишь «мнение», без ссылок на законы и постановления. Но по какому-то странному совпадению, именно сейчас федеральное ведомство наконец-то прозрело и увидело: «ГЛОНАСС-то не настоящий», спешно обещая все отменить и подправить эксклюзивно для Приморья. Не полагаясь лишь на веру в громкие обещания DEITA.RU решило выяснить действительно ли с ЭРОЙ в Приморье покончено или же, дьявол кроется в деталях. С этой целью мы задали несколько вопросов эксперту в области автомобильного законодательства, юристу Александру Шакуро.

- Александр Владимирович, объясните, пожалуйста, как возможно установить принцип добровольности специально для Приморья, если установка ЭРА-ГЛОНАСС предусмотрена Техрегламентом Таможенного Союза - обязательным для исполнения на территории РФ и для стран-участниц? Не противоречат ли данные обещания законодательству?

- Во-первых, никто не собирается отменять Техрегламент Таможенного Союза для Приморского края в принципе. Как я понимаю, речь идет о «временном порядке» - процедуре по установки ЭРА-ГЛОНАСС. Сам по себе статус этого временного положения, на мой взгляд, вообще сегодня никак не определён. Не было ни постановления, ни указа – этот документ никем абсолютно не подписан и нигде не получивший правовую экспертизу. По сути его рассматривать, как какой-то правовой документ даже нельзя. Появление «временного порядка» было нацелено на снижение напряжения в Приморском крае и на Дальнем Востоке.

-То есть, отмена «временного порядка» не противоречит регламенту ТС и согласия других стран-членов запрашивать в данном случае необязательно? И никаких дополнительных изменений в Техрегламент по этому поводу вносить не нужно?

- Нет, в Техрегламент точно не нужно. Там уже озвучены все требования для установки ЭРА-ГЛОНАСС. Но, еще раз, здесь вопрос касается прежде всего следующего: а соответствует ли устройства, устанавливаемые сегодня в Приморье, Техрегламенту? По-моему, у нас, в Приморском крае, никто не может установить «кнопку» так, как того требует закон.

- Все равно не совсем понятно, как, в принципе, можно отменить то, чего нет? Если мы говорим о так называемом временном порядке, то ведь этого документа не существует в природе, правильно я понимаю?

- Вообще статья 8 №395-ФЗ «О ГЛОНАСС» не изменилась, и до сих пор определяет, что все системы экстренного вызова помощи устанавливаются изготовителем ТС. Повторюсь, закон не менялся и определяет терминологию и порядок установки данных приборов. И закон не предусматривает возможность какой-либо к ним доустановки. А, что касается добровольности, сейчас, я так понимаю, и идет разговор о том, что человеку не запрещается при желании, если ТС находится на территории РФ или, к примеру, ввезена из Японии, обратиться в сертифицированный центр за установкой комплекса ЭРА-ГЛОНАСС. Но, давайте вспомним, что изначально идея ЭРЫ строилась на том, что она предоставляет возможность в течении «золотого часа» вызвать экстренные службы при ДТП, необходимые для спасения жизни. И когда эта система работает в автоматическом режиме – это одно. А устанавливаемые на территории Приморья комплексы активировались ручным нажатием на кнопку. Затем начинаются переговоры абонента (оказавшегося в ДТП, возможно травмированного, а может и вовсе находящегося на грани потери сознания) с оператором из Москвы и местными диспетчерами, которые задают вопросы: «Что? Где? Когда?». По сути, это является функционалом самого обычного мобильного телефона. И, как и он, ЭРА-ГЛОНАСС будет работать лишь там, где обеспечена зона приема.

- Приборы ЭРА-ГЛОНАСС, устанавливаемые в Приморье, не соответствуют заявленным характеристикам?

- Да. Хотя в соответствующих нормативных документах предусмотрено, что там должен быть датчик опрокидывания, датчик удара. Существующие же в Приморье технические центры производят установку прибора по довольно примитивной схеме - в электронные мозги современного ТС они не влезают. По этой причине они не обеспечивают сработку автоматического режима кнопки. На мой взгляд, подобная схема позволяет просто взымать с автомобилистов денежные средства, при этом не гарантирую ни соответствующего технического обеспечения и обслуживания модуля, ни уж тем более повышение уровня безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. То, что устанавливается в Приморье – это примитив: на крыше автомобиля лампочка, а в салоне кнопочка - нажал и та загорелась.

- Выходит, что в Приморье решили отменять не ЭРУ как явление, а процедуру установки, которая была введена в нарушение действующего законодательства?

- Все так. Все вновь выпускаемые транспортные средства с заводов изготовителей, продажей которых занимаются дилеры, на них эта система уже установлена, так, как того требует регламент Таможенного союза. Отмена временного порядка – это акт восстановления справедливости и приведение процедуры установки устройств, в соответствии с действиями закона. Если кто пожелает установить этот прибор, а технически и юридически установить правильный, а не «кустарный» прибор на сегодня невозможно – пожалуйста. Речь идет о том, чтобы отменить именно кустарную обязательную установку данного прибора. Пусть она будет добровольной. Так, как существующая система требованием не соответствует.

- И кажется, нам и пообещали отменить то, что и так не является обязательным с точки зрения закона?

- Ну, на мой взгляд, да, временный порядок явно не соответствует федеральному законодательству. Временный порядок, его по сути никто и не вводил. Существует некая бумажка, которую в глаза никто не видел, так, просто для проформы. Вообще, с точки зрения федерального закона установка системы ЭРА-ГЛОНАСС и не являлась, и не могла быть обязательной для транспортных средств бывших в употреблении. Поскольку, как я уже сказал, что система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться, согласно закону, на заводе-изготовителе. Вот, что гласит статья 8 №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС»: Первое, «оснащение выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации транспортных средств категорий "M" и "N " устройствами вызова экстренных оперативных служб осуществляется производителями транспортных средств в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств в сроки, установленные этим техническим регламентом. И следом: «Транспортные средства, ранее выпущенные в обращение на территории Российской Федерации без устройств вызова экстренных оперативных служб, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании могут оснащаться такими устройствами по инициативе собственников транспортных средств.

 В законе, обращаю ваше внимание, говорится об устройствах, которые должны быть вживлены в электронные мозги ТС для обеспечения работы прибора в автоматическом режиме. А тот, кто пожелает установить именно то, что устанавливается у нас – примитив - пожалуйста, если автомобилист считает, что это может обеспечить его безопасность помимо мобильного телефона.

- На фоне новости об отмене ЭРА-ГЛОНАСС для Приморья многие задались вопросом, а что делать остальным регионам Дальнего Востока, например, тому же Хабаровскому краю? 

- Если такой норматив об отмене появится, то его, как говорится, не спрячешь, и думаю, что это решение будет относится ни только к Приморскому краю. Потому что ввод в эксплуатацию или выдача таможенных документов, позволяющая регистрацию ТС в ситуации, когда оно следует транзитом через нашу территорию, может происходить где угодно, в разных местах. Поэтому я надеюсь, что это все же будет именно отмена «временного порядка». А положение №395-ФЗ и так предусматривает, что установка таких систем является обязательной для вновь выпускаемых автомобилей, а все остальное - уже эксплуатируемое либо ввозимое б\у - на основе добровольного волеизъявления собственников.

- А если новый японский автомобиль, допустим, пришел к нам прямо с конвейера, что тогда?

- Вряд ли кто завезет это транспортное средство к нам, минуя дилера. Тогда это выйдет очень дорого. И на сегодня достаточно дилеров, которые ввозят новые автомобили японских американских, европейских марок уже с установленными системами, включенными в их стоимость. При этом, ввозимые на территорию РФ новые транспортные средства, не могут быть допущены в эксплуатацию, если на них не установлена такая система. А, то что строится на заводах РФ под брендом, на них сразу устанавливается система, имеющая соответствующий сертификат, и эти автомобили эксплуатируются без всяких проблем.

- Все-таки, на ваш взгляд, если то, о чем сегодня заявляется с высоких трибун, позволит решить проблему ЭРА-ГЛОНАСС?

- Ну, если этот фантомный документ, временный порядок, отменят - это будет соответствовать законодательству. Если его просто изменят и подредактируют, по моей личной оценке, это по-прежнему останется нарушением федерального закона. Временный порядок – это не то, чего требует российский закон, и уж тем более Техрегламент Таможенного союза. И, я не думаю, что если вопрос по его отмене будет решаться, то он коснется только Приморья – а будет действовать для всех субъектов, куда ввозятся б\у автомобили для личного пользования. Это не повлияет на уровень безопасности участников дорожного движения, поскольку функции приборов, устанавливаемых в Приморье, как ЭРА-ГЛОНАСС с легкостью обеспечивает сотовая связь и мобильные телефоны. Если инициатива будет все-таки принята, то таможня не должна руководствоваться «временным порядком». В этом случае, ей будет необходимо исключить из перечня документов требование об установке этого прибора, и она начнет наконец-то заниматься тем, чем она должна заниматься.

Андрей Горюнов