telegr wh call

Фотограф Виталий Берков: «Проникновение в Приморье» — это фотоальбом о дикой природе глазами первопроходца»

селфи дед мороз

Новый издательский фотопроект «Проникновение в Приморье» представят во Владивостоке 19 февраля в Приморском музее имени Арсеньева. Проект был вдохновлен конкурсом Look At Vlаdivostok http://lookatvladivostok.ru/, по результатам которого ежегодно издаются фотоальбомы о жизни Владивостока. 

«Проникновение в Приморье» — серия сольных книг, где разные авторы языком фотографии рассказывают о нашем удивительном крае. Открывает серию фотоальбом любителя экстремальных одиночных путешествий и пейзажного фотографа Виталия Беркова. Корреспонденту DEITA.RU Виталий рассказал о том, каково это снимать пейзаж на обледенелом горном склоне, когда фотоаппарат вырывает из рук ураганный ветер, и как пройти в финал престижных российских конкурсов.

- Виталий, в рамках проекта «Проникновение в Приморье» выходит книга ваших фотографий, то есть ваши работы открывают проект. Что будет в этом альбоме?

- Там будут мои лучшие работы, сделанные на протяжении 10 лет. Для меня смысл в том, чтобы представить наш край, показать наши достопримечательности. Показать дикую природу без людей, грубо говоря, как бы глазами первопроходца. Хотя в альбоме есть раздел с Владивостоком, островом Русский, но города практически нет – природа во всех её проявлениях. Да, это лучшие мои работы, хотя сейчас я уже готов к чему-то и придраться, что-то хотелось бы переснять. Потому что, когда ты становишься профессионалом, не от слова «профессия» а от слова «профессионализм», видишь где-то недостатки либо технического плана, либо хочется что-то добавить, поймать особую атмосферу. Но «переснимание» может занять полжизни, чтобы всё желаемое совпало, в пейзажной фотографии очень много составляющих. У нас в Приморье очень сложные погодные условия, и это большая проблема. Дымка, туманы - в этих условиях сложно фотографировать: сколько я хожу, редко удается поймать состояние природы без них. Эта книга - некий рассказ человека, путешествующего по горам, спускающегося к морю, рассказ о нашем крае.

лес

- Как всё начиналось, что в вашу жизнь пришло раньше - путешествия или фотография?

- Изначально путешествия. Ещё в студенчестве мы с друзьями регулярно ездили на острова Попова, Рейнеке и, увидев красоту этих мест, мне захотелось как-то её передать. На тот момент у меня была обычная любительская камера - самый простой плёночный фотоаппарат. Я фотографировал себя, друзей на фоне природы, но уже тогда какое-то зёрнышко проросло. Потом узнал о таком месте, как Пидан, и мне захотелось побывать там  без официальной тургруппы, а со своими друзьями и единомышленниками. Тогда я уже купил зеркальный фотоаппарат и с той поездки, считаю, меня и захватило!

 - А как сейчас? Вы идёте в поход ради путешествия или уже целенаправленно снять кадр?

- Сложный вопрос на самом деле, это трудно разделить. Думаю, всё же иду в поход, а фотография - это дополнение: фотографирую и наслаждаюсь тем, что вижу. Я фотограф пейзажный, а не трэвел, прихожу на одно место и стараюсь находиться там несколько суток, мне важно прочувствовать место. Пейзажная фотография подразумевает, что ты уже был здесь, знаешь лучшие точки съёмки и с них ловишь нужное для тебя состояние природы. Стараюсь вернуться на одно и то же место по нескольку раз.

горы

- Как достаются красивые кадры? Наверняка у вас есть фотографии, за которыми стоят интересные истории. Поделитесь ими.

- Конечно, есть. Тот же мой фотопортрет «дед мороз», это единственное моё селфи. На самом деле всё произошло на простенькой вершине - горе Туманная хребта Большой Воробей. Многие туда ходят летом. В тот мой поход, в середине января, произошел резкий перепад температур с -9 до -35 с сильным ветром. В первый день, когда я поднялся на гору, было всё в тумане, около 9 градусов мороза, ни ветерка, красота вокруг, прямо сказочная атмосфера. Под утро я проснулся от жуткого холода, температура упала до -35 и дул сильный ураганный ветер, вот в этих условиях и был сделан этот снимок. Перепад с красивой тихой сказки в ледяную, суровую был очень запоминающимся, и мне удалось это передать. Обычно в трудных, приближенных к экстремальным ситуациях проблематично снять кадр, который бы передавал состояние. Это очень сложно, но в этом и есть основной смысл фотографии - передать то, в чём ты находишься. Если удаётся зацепить, и зритель видит состояние, это самое ценное в фотографии. 

елки

Ещё из запоминающихся историй был мой довольно долгий переход между вершинами горы Снежной и горы Облачной, так называемый траверс. Я тогда за семь дней прошёл около ста километров. Без тропинок, без дорог. Это было в октябре, после тайфуна Лайонрок. Там и прежде была зона поваленных деревьев, а после тайфуна она стала в два раза больше. Тяжело было конечно. Была проблема с водой, ручьи-то внизу остались, в распадках, приходилось тащить воду на себе, и искать её приходилось, порой для этого спускался вниз под углом где-то градусов 90. И когда до вершины Облачной осталось идти всего час всё заволокло туманом, поднялся сильный ветер и ливень полил просто стеной. Я не успел переодеться, потому что вещи внутри рюкзака. Было относительно тепло, где то +10, но шквальный ветер и я, естественно, полностью промок. В это время я был на гребне и решил, что в такой туман и ветер идти дальше нельзя и надо попытаться организовать ночёвку прямо здесь. А гребень каменистый и узкий, два метра ширина и скат вниз в обе стороны. Мне повезло - нашел площадку довольно ровную, прижал палатку, но площадка была маленькая, так что концы дуг, на которые палатка крепится, висели в воздухе.

горы

Утром проснулся от жуткого треска. Ночью ударил мороз, всё заледенело, и трещала обледенелая палатка. Вылез наружу, вокруг ничего не видно, дует ураганный ветер. У меня сдуло перчатки, пришлось надеть на руки носки. Практически ползком я полез на хребет дальше. Стланик был покрыт ледяной коркой, ветер сбивал с ног вместе с рюкзаком, а наверху даже выпрямиться было нельзя - сносило и начинало тащить по земле, приходилось между камней маневрировать. Так вот там мне удалось сделать несколько интересных кадров. Один – это предзимняя гора Облачная, покрытая первым снегом. Был хороший свет, получилась довольно интересная фотография. И там же, когда поднимался по самому гребню, снял виды – пробивается солнце, высвечиваются огненные пятна и постепенно туман начинает расползаться. К сожалению, фотографии это зрелище полностью не передают. Представьте ещё условия, в которых приходилось снимать – удержать фотоаппарат в руках практически нереально было, его ветром вырывало, самого меня волочёт, упираться приходилось всеми силами. Конечно, условия были очень экстремальными. Я человек рациональный, стараюсь всё рассчитать, за экстримом не гонюсь, но коль попал в такие условия, пришлось в них действовать. Ведь любой фотограф, я думаю, мечтает снять какое-то необычное явление.

гора Облачная

- Виталий, вы специально где-то учились фотографии?

- Нет. Конечно, читал о законах в интернете. Законы композиции надо знать, применять там, где они работают. Но понимание, когда это работает, а когда нет, приходит только с опытом. Целенаправленно я не ищу золотое сечение или правило треугольников.

- Вы участвуете в различных фотоконкурсах, ваши фотографии проходят в финал и побеждают. Когда вы начали участвовать в конкурсах и где ваши фотографии стали номинантами и победителями?

- Участвовать начал года через три после того, как взял в руки зеркальный фотоаппарат. Когда увидел у себя кадры, которые посчитал, что они могут быть не просто интересны мне, друзьям, знакомым, а в них что-то есть. Не то что бы уникальное, но что-то интересное. Тогда я и попробовал. Первая моя удача была на National Geographic в конкурсе «Дикая природа России». Представьте, где-то из сорока тысяч снимков отобрано было сто девяносто и из них сразу три моих. Для меня это было просто шоком.

бухта красной гальки

страна пауков

Вообще у нас в России четыре основных фотоконкурса, где представлена дикая природа. Это «Дикая природа России», «Самая красивая страна», «Первозданная Россия» и «Золотая черепаха». «Золотая черепаха» -  международный конкурс, он очень высокого статуса. Туда мне, к сожалению, не удавалось пробиться в финал, только в полуфиналы. В остальных всех конкурсах я попадал в финалы, и мои фотографии участвовали в фотовыставках. А занять победное место в таких конкурсах сложно, всё-таки участвуют фотографы со всей России. А так победы были. Побеждал в конкурсе Epson «Планета цвета» в номинации «Природа», в фотоконкурсах «Дальневосточное наследие», «Посмотри на Владивосток». В 2016 году я победил в довольно крупном фотоконкурсе Nikon «Я в сердце изображения», туда присылают работы те, кто снимает на Nikon. Я занял третье место в номинации «Профессионалы. Анималистика». А наш фотограф Юрий Смитюк в этой номинации занял первое место, с утками-мандаринками.

тропа великанов

Два года назад на фестивале «Первозданная Россия» - это тоже можно назвать конкурсом, потому что фотографии отбирают на выставку - прошел мой проект «Неизвестное Приморье». Он показывает наш край с разных сторон – море, горы, тайга. Снимки были сделаны в разное время, где-то в течение шести лет. К сожалению, Приморье почти что не представлено на серьёзных российских и тем более мировых фотовыставках, а ведь так продвигается наш край. В этом году на конкурсе «Дикая Россия» в финал попало девять снимков видов Приморского края. И это очень приятно! Почти все они были сделаны нашими приморскими фотографами, одна из этих работ моя.

- Фотоконкурс «Посмотри на Владивосток» наш, местный, и сейчас вы в составе жюри. Но вы же были и участником, какие победы были здесь?

- Я второй год в жюри, в этом году ещё и модератор проекта. А так участвовал в конкурсе с самого его начала. Мои фотографии есть в четырёх альбомах. Шесть раз мои фотографии становились лучшими в номинации. Два снимка признаны лучшими в проекте. При том, что многие фотографии побеждали не в моём жанре. Была победа в номинациях «Спорт», «Архитектура», «Море», «Повседневность», то есть разные номинации. 

- Что для вас самое главное в фотографии?

- Передача состояния, в котором я нахожусь.

Виталий Берков

- Вы часто уходите в тайгу в одиночку. Что вам дают путешествия?

- Спокойствие, умиротворение, отдых от суеты, какое-то внутреннее очищение, можно сказать. Раньше я думал, что не смогу жить без моря. В последние годы я практически на море уже не снимаю. Все время в горы хожу. Я понял, что уже не могу без гор. Когда ты находишься наверху, то даже в наших невысоких горах, которые многие называют сопками, видишь всё, что происходит вокруг тебя. Когда ты в городе находишься, иногда не увидишь, как встаёт солнце, только отмечаешь точки – вот оно там, там, там.  А, находясь наверху, ты замечаешь, как всё вокруг тебя меняется. Цель пейзажного фотографа, помимо желания поймать состояние, - показать то, как свет меняет пейзаж. А для того, чтобы это поймать, ты должен увидеть, как меняется свет, как меняются тени. Когда всё это происходит вокруг тебя, это незабываемое ощущение.

Ирина Павленко


Популярное

Решения Медведева выведут россиян на улицы

За прогрев двигателя штрафуют на 1,5 тысячи рублей

Погода в Приморье удивила даже синоптиков

Новые штрафы ГИБДД ждут водителей с 1 января

Загрузка...
Загрузка...