telegr wh call

Китайские инвестиции не стали драйвером российской экономики

Встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина в Москве

Путин и Си Цзинпинь планируют создать в Приморье многомиллионнный сельхозхолдинг. Это далеко не первый анонсированный российско-китайский проект на Дальнем Востоке, однако пока, судя по темпам их реализации, китайские инвесторы не спешат вкладывать деньги в развитие региона. Сбудется ли новая инвестиционная мечта, или это очередная капля в океане обещаний, разбирается DEITA.RU.

«Сегодня можно наблюдать, как открываются перспективы в сфере агропромышленного производства. РФ и КНР будут совместно развивать международные транспортные коридоры. Чтобы все планы были реализованы в максимально короткие сроки и с максимальной выгодой, будут задействованы Транссиб и БАМ», - сказал президент Путин.

Какое-то движение действительно есть. Сейчас на Дальнем Востоке иностранных инвесторов около 90, половина из них из Китая. Оптимизм излучает и товарищ Си. «В прошлом году товарооборот между Китаем и Россией побил исторический рекорд, превысив 100 млрд долларов США», - отметил глава КНР.

«Правительства двух стран предпринимают еще более конструктивные меры, чтобы выводить товарооборот на новый рубеж и добиваться высококачественного роста взаимной торговли. В настоящее время полным ходом реализуются крупные совместные проекты в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, авиации, космоса и т.д.

Стабильно работают китайско-российский нефтепровод и его вторая нитка, скоро будет построен и сдан в эксплуатацию китайско-российский газопровод по восточному маршруту. Успешно соединились две части автомобильного моста Хэйхэ - Благовещенск и железнодорожного моста Тунцзян – Нижнеленинское», - рассказал «Российской газете» глава Китая.

Взаимопонимание между главами государств снова пророчит Приморью и всему Дальнему Востоку радужные перспективы.

Для улучшения взаимопонимания между российскими и китайскими бизнесменами, а также и главами регионов 2015 году началось проведение Восточного экономического форума.

За почти пять лет проведения форума представители власти анонсировали многие инвестиционные проекты, некоторые из них касались китайских капиталовложений. Во время первого ВЭФ заявили о строительстве моста через Амур, который соединит Благовещенск и Хэйхэ. Планировалось, что работы по строительству моста завершатся в течение четырех лет, однако только на днях – уже в 2019, рабочие только-только состыковали оконечности переправы. Но, похоже, это единственный проект, который обсуждался на первом ВЭФе и в настоящее время реализовывается.

Пять лет назад представитель государственной энергокомпании Китая Тао Чжан обещал взять лучшие технологии в сфере энергетики в КНР и перенести их в Приморье для развития энергетической сфере макрорегиона.

«Мы построили новые линии ЛЭП, генерации и подстанции, и сейчас продолжаем искать новые возможности сотрудничества», - цитировали слова китайского представителя администрация Приморья.

Китайская компания «Wen Lian Aquaculture, Co., Ltd» планировала инвестировать 15 млрд рублей в развитие морского биотехнопарка «Островной» в ТОР на острове Русский. Для реализации проекта даже была создана совместная компания ООО «Азиатско-Тихоокеанский центр развития аквакультуры».

За четыре года существования предприятия оно не потратило и не заработало ни рубля. В 2018 году предприятие было исключено из реестра МСП, а территория опережающего развития остров Русский все еще не была создана.

Китайские инвесторы проявляли интерес и к транспортным коридорам Приморье-1 и Приморье-2. Соседи обещали всестороннюю поддержку в строительстве коридоров, однако автотрассу строит московская компания. Китайских инвесторов приморские чиновники зазывали всевозможными вариантами. Но… не сладилось…

Министр транспорта в 2016 году предложил построить высокоскоростную дорогу Hyperloop между Китаем и Зарубино. Вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев в интервью высказался, что строительство и пользование коридорами позволит китайским предпринимателям экономить до 700 млн долларов США. Однако, очевидно, экономить соседям незачем…

В декабре 2016 года китайская корпорация «Говэй Цайфу» планировала инвестировать в строительство второго казино и гостиницы в интегрировано-развлекательной зоне «Приморье». Строительство китайского казино так и не началось.

Среди прочего, китайцы планировали построить завод по производству OSb-фанеры. Однако, как заметил директор департамента лесного хозяйства Валентин Карпенков в этом году на бизнес-конференции, каждый инвестиционный проект по переработке дерева вызывает много вопросов и оканчивается тем, что «кругляк» напрямую уходит на экспорт в Китай.

В прошлом году перед IV ВЭФ анонсировалось подписание договора в области энергетики. Однако, намерение о реализации проекта строительства нефтеперерабатывающего завода с ООО «Китайская энергетическая инженерная компания» и China Energy Engineering Corporation (SINOMEC) намерением и осталось.

Почему же китайцы вообще должны инвестировать в Приморье? «Важный и правильный вопрос. Сами себе его регулярно задаем!» - сказал как-то с типичной прямотой полпред Юрий Трутнев.

Оно и верно, под боком у русских вольготно расположились и бондовые зоны Китая с их упрощенными режимами ведения бизнеса, и аналогичные проекты более инфраструктурно развитых Японии и Республики Корея, а если дальше на юг, то там и Малайзия с Индонезией и Вьетнамом манят инвесторов дешевой рабочей силой и всякими преференциями.

«Если честно – в области преференций обогнать наших соседей невозможно» - говорил Трутнев. Но, оказывается, и на родной земле не все так просто, и в России есть места, куда инвестировать проще и прибыльнее, нежели в поддерживаемый всей вертикалью власти Дальний Восток.

«Я вам расскажу страшный секрет: когда говорим, что на Дальнем Востоке лучший преференциальный режим в РФ, то немножко лукавим. Нет, лучший - в Москве!», - резюмировал полпред на встрече с журналистами в январе 2019 года.

Иван Юрьев

 

Популярное

Полиция вмешалась в историю с пьяными инспекторами ГИБДД

Один губернатор исполнил мечту всех россиян

«Жесть, конечно» — видео уличной торговли разгневало россиян

«Самое страшное» — неадекватные инспекторы ГИБДД засветились на видео

Загрузка...
Загрузка...