Учителя
Источник изображения: DEITA.RU

Пока учительское сообщество Приморья только начинает «бурлить», все, о чем говорится в кулуарах, решились высказать несколько учителей средней  школы  №2  из поселка Лучегорск, сообщает DEITA.RU.

Это образовательное учреждение является одним из крупнейших в Пожарском районе Приморья – во многих классах по 30 учеников, при норме в 25. При том, что в малых сельских приморских школах норма - 14 человек, по факту столько и составляет.

По cловам педагогов, основной причиной, побудившей их записать открытое обращение к губернатору Приморья Олегу Кожемяко и выложить видео в интернет, стали непонятные расчеты оплаты труда. Поэтому коллектив школы на общем собрании решил разработать Новое Положение об оплате труда. Но, по словам педагогов, они не нашли понимая в управлении  образования Пожарского района. Никто не хочет давать учителям право распоряжаться и контролировать расходы фонда заработной платы.

«На прошлой неделе, в пятницу, во время беседы о нашей проблеме в краевом департаменте образования нам подтвердили, что наша рабочая группа может  вносить изменения  в районное положение об оплате труда. Тогда получится документ, который  будет устраивать и управление образования, и учителей, - рассказала в беседе с DEITA.RU одна из активисток инициативной группы, учитель географии с 23-летним стажем МОБУ СОШ №2 (пос. Лучегорск)  Наталья Корж. - Мы собрали рабочую группу, когда приняли положение об оплате труда на уровне района, и нам не пошли навстречу, чтобы работать  над документом совместно с представителями коллективов. Нам обещали повышение зарплаты, но по факту, по сравнению с прошлым  годом, например, у меня базовая часть зарплаты повысилась на 400 рублей. Вы считаете, это существенная прибавка? При моем стаже в 23 года и категории.  У кого-то повышение составило 1200 рублей, но такие суммы - никак не приближение к средней по району. Сейчас в школах получилась парадоксальная ситуация – молодые педагоги, после повышения зарплат (но пока ни они, ни мы их не видели – все получим в апреле, с перерасчетом, за январь-март)  будут получать  практически наравне с опытными. И это хорошо для молодежи, потому что на низкую зарплату никто не идет. Но как быть с нами? В нашей школе молодежи практически нет – всего два учителя за последние годы пришли. Многим педагогам под 60,самому старшему – 75 лет. 

Мы считаем, что все дело в структуре формирования зарплаты, о чем и рассказали в обращении и на встречах. Раньше зарплата составляла 60 процентов - оклад, 40 процентов – стимулирующие надбавки. Сейчас соотношение 70 на 30. Но по факту мы никогда не видели эти стимулирующие в полном объеме. В основном все учителя получают 5 процентов стимулирующих. Где тогда оставшиеся 35 процентов и 25, куда они идут – непонятно", - отметила собеседница.

По словам учителей, стимулирующие надбавки, фактически премия, которая сегодня есть, а завтра ее нет.

«Мы и боремся за увеличение составляющей фиксированной оплаты труда, а также возможности контролировать распределение премий, которые, по словам учителей, им все-время недодавали», - добавила она.

В управлении образования  района с такой позицией не согласны и считают, что учителя хотят слишком много.

«Все учителя получают зарплату в 100-ом объеме, - рассказала  DEITA.RU начальник управления образования Пожарского района  Зоя Холодова, - 70 процентов, о которых говорят учителя -  это и есть вся зарплата, а 30 процентов – это стимулирующие надбавки за качественную работу: там много определений, за что платятся эти деньги. А все вместе это составляет фонд заработной платы. Получается, оклад – эти 70 процентов и стимулирующая часть – то есть 30 процентов. К нам приезжали специалисты из департамента образования края и все разъяснили. Все ведется в соответствии с разработанной дорожной картой, и хочу сказать, что молодых специалистов уже заинтересовали значительные прибавки, и одна из будущих учителей уже  изъявила желание работать в школе нашего района. В прошлом году молодых педагогов было 2, сейчас еще один приедет», - отметила руководитель управления образования.

При этом ни одна из сторон понимания пока не находит. В любом случае, повышение зарплаты на 400 рублей  у учителя со стажем работы  более 20 лет и категорией не может не вызывать вопросов у учительского сообщества.  Привлечение молодых педагогов большими зарплатами дело хорошее, ведь их катастрофически не хватает образованию края. Но не стоит забывать и о тех учителях, которые сейчас составляют основу учительства Приморья.

Печальная статистика, которая недавно прозвучала на региональной конференции ОНФ, лишь подтверждает, что ситуация пока не сильно меняется к лучшему. Хотя это можно считать вполне естественным продолжением проблемы оттока населения. Видимо, среди покинувших Приморье много учителей, которых по-прежнему не хватает в школах края.

С трибуны активистов ОНФ прозвучали угрожающие цифры - официально в приморских школах нехватка 600 учителей. Учитывая, что многие работают на полторы-две ставки, эта цифра достигает катастрофических 4000 специалистов. И хотя краевым департаментом образования ведётся активная работа по привлечению молодых специалистов, успехи пока мизерны. Да и цифры не сопоставимы. Например, в 2018 году в приморские школы было устроено учителей физической культуры и спорта -15, истории и обществознания - 13,  учителей физики – 7 и несколько – русского языка и литературы. Самой востребованной у молодых специалистов останется должность учителя начальных классов. В прошлом году в приморские школы их пришло на работу более 70-ти. Сложив все эти цифры, несложно подсчитать, сколько потребуется лет, чтобы закрыть даже официальную нехватку в 600 учителей.  А если брать озвученную активистами ОНФ цифру в 4000 недостающих специалистов, то сменится почти 3 поколения первоклассников, прежде чем приморские школы будут полностью укомплектованы.

Инна Эстрина