Нововведение, анонсированное Минфином, может уничтожить экспорт подержанной спецтехники в Россию, сообщает DEITA.RU.

Министерство финансов на днях обнародовало новый законопроект, предложив пополнить Налоговый кодекс 6 новыми налогами. Если инициатива будет принята, то такие платежи, как утилизационный, экологический и гостиничный сбор, сбор за негативное воздействие на окружающую среду, плата большегрузов за проезд по дорогам и сборы с сотовых компаний – станут налогами.

А это значит, что за неуплату налогоплательщикам будет грозить не только штраф, но и административная и даже уголовная ответственность. Особенно возмутил россиян в этом списке утилизационный сбор, «бессмысленный и беспощадный». Перевод его в налог грозит более серьезными последствиями, чем кажется на первый взгляд. Какими, DEITA.RU рассказали эксперты.

Утилизационный сбор был введен в России в 2012 году. Он обязывает юридические и физические лица к уплате денежных средств за будущую утилизацию автомобиля в пользу государства. При ввозе автомобиля из-за рубежа, при производстве ТС на территории РФ и при покупке у собственника, ранее не оплатившего сбор. Для дальневосточников, массово влюбленных в подержанный автоимпорт, это повальная повинность.

Сумма утилизационного сбора рассчитывается по сложной системе умножения базовой ставки на коэффициент, который подняли в прошлом году. И она внушительная. На примере легкового автомобиля старше трех лет объемом двигателя от 1000 до 2000 кубических сантиметров – утиль-сбор составит сегодня 165 200 рублей.

Как рассказал эксперт DEITA.RU, руководитель одной из крупнейших брокерских компаний в Приморье, автомобилисты платят утилизационный сбор исправно, так как без него не получить ПТС. А вот везущие из-за рубежа спецтехнику, как правило, экономят на этой статье расходов, так как там сумма сбора исчисляется уже не сотнями тысяч рублей, а миллионами. Так, за неновый грузовой автомобиль, самосвал, например, массой до 12 тонн, придется заплатить 1 миллион 36 500 рублей. Ну и бог с ним, с паспортом, не на дорогах же общего пользования работать, а в карьерах, кто там проверит.

Когда же утилизационный сбор станет налогом, и избежать его уже не удастся, предприниматели могут просто отказаться от покупки импортной спецтехники, тогда многие дальневосточные стройки останутся без «рабочих лошадок». Российский автопром же, как известно, не может полностью обеспечить рынок необходимой спецтехникой. Что будут делать в этой ситуации многочисленные резиденты ТОР и СПВ, вложившие в Дальний Восток миллиарды инвестиций и развернувшие здесь «стройки века», пока неясно.

Отметим, что сам утилизационный сбор вызывает множество вопросов у автомобилистов России. Куда уходят внушительные суммы? А, судя только по объемам автоимпорта на Дальнем Востоке, они действительно внушительные - как сообщили в ДВТУ, за 2018 год в ДФО завезли 91 975 транспортных средств. По идее средства утилизационного фонда должны выдаваться специальным предприятиям, на которые автолюбитель сможет сдать автомобиль, выработавший свой ресурс. Причем в мировой практике он за это еще и субсидию получит на покупку нового авто. А у нас – заплатит дважды. Первый раз – утиль-сбор при покупке подержанной машины, потому что у большей части населения нет денег на новое авто. Второй раз – захотев по-честному утилизировать авто, а не бросить на свалке. При этом заплатить придется за «липовую» справку, так как на всем Дальнем Востоке нет ни одного завода по утилизации. Хотя в этом регионе в утилизации нуждается как минимум миллион устаревших машин.

Светлана Алеутская, Иван Крышан