telegr wh call

Селфи с Путиным не спасет губернатора

Соцсети

В апреле главный внутренний политик России - первый замглавы администрации президента России Сергей Кириенко называл разрыв между людьми и чиновниками одной из главных проблем России, а способность руководителей разговаривать с людьми — «важнейшей вещью на сегодняшний день». Чем и как губернаторы разговаривают с народом, откуда после этого берется протестная активность, и кто из власть имущих пытается стать ближе к истеблишменту - в обзоре DEITA.RU.

Традиционно общение происходит через СМИ, где удельные руководители путем рассылаемых релизов отчитываются о героическом служении народу, на встречах – «проездах» (за один термин – «большой проезд губернатора» надо ссылать на переподготовку), да иногда ведут прием граждан, о котором людская молва чего-то в большинстве случаев безмолвствует. Безмолвствует так, что даже в современном интерактивном мире не пестрят соцсети рассказами о том, как «вот сходил на прием к губернатору» а заодно селфи с ним «запилил» (проект «селфи с губером» дарим особо продвинутым чиновникам-блогерам абсолютно безвозмездно). Даже релизы придворных пресс-служб как-то скудны на эту тему, а это наводит на мысли…

Политологи вовсю обсуждают «деградацию региональных сми», однако гораздо большая проблема - это никудышный пиар самих губернаторов, устаревший формат подачи материалов, всепроникающее желание чиновников внутриполитического и медийного блока лить на головы патрона один сплошной елей и, как следствие, неадекватная реакция властей на любую критику. Причем ущербность такой информационной политики понимают даже в администрации Президента, но, к сожалению, поделать ничего не могут. И правда, что поделаешь, когда руководители на местах до сих пор в основной массе прибывают в некоем ощущении сакральности власти и людьми взвешенными, рассудительными и патриотически настроенными становятся только при задержании силовиками, либо входя в кабинет к национальному лидеру.

При таком мировосприятии очередной виртуальный поход губернаторов в виртуальный же народ грозит вновь обернуться компанейщиной, опыт такой имеется.

В самом начале моду на социальные сети ввел Дмитрий Медведев. В 2010 году вместе с премьером–президентом в Twitter и «ВКонтакте» ринулись многие чиновники, некоторые там и остались. До сих пор в Twitter можно встретить их шаблонные отчеты. Очевидно, это те, кто либо тяготеет к команде Дмитрия Анатольевича, либо не уследил, что он уже не президент.

Однако рост популярности социальных сетей не мог пройти мимо руководства страны – разнарядки о необходимости наращивать темпы и объемы информационной работы в социальных сетях в частности губернаторам ДФО курирующие федеральные структуры стали рассылать еще в 2016- 2017 годах. Некоторые пытались это делать самостоятельно либо с подачи приближенных технологов. В итоге - целая череда локальных скандальчиков с накрученными подписчиками, ботами и специальными людьми, которые на самом деле вели страницы региональных, с позволения сказать, лидеров. Такого общения с народом хотел Президент, да и сам народ – очевидно не совсем.

О том, что социальные сети находятся на особом контроле у кремлевских башен, стало ясно в ходе выборных эпопей 2018 года – когда в регионах действовала полуавтоматическая система мониторинга волеизъявления граждан в социальных сетях – чем больше критических замечаний пользователей по конкретной проблеме набиралось, тем строже был контроль за ее решением. Так что если хотите, чтобы у вас хоть что-то сдвинулось с мертвой точки, больницу там открыли или дорогу отремонтировали, собирайтесь с родственниками – друзьями – единомышленниками и в путь… Пишите на официальные аккаунты ваших губернаторов, авось Кремль заметит. Однако с завершением выборной страды на местах в основном соцсетями стали пренебрегать – расслабились чиновники, започивали на лаврах… И тут, как гром среди ясного неба, Сергей Владиленович Кириенко со своей «способностью разговаривать с людьми».

В итоге сегодня относительно мирно сосуществуют три типа виртуального общения губернаторов со своим виртуальным народом. «Посевы» в социальных сетях тех же пресс-релизов как от официальных страниц органов власти, так и от якобы «независимых пользователей». При чем из медийных бюджетов регионов на это выделяются отдельные деньги – например, Сахалинская область и Камчатский край проводят такие конкурсы и аукционы иногда даже на WhatsApp – рассылки. Средний чек приближается к 1 млн. рублей. Другие регионы тратят средства налогоплательщиков через иные не совсем прозрачные бюджетные процедуры - нанимают специальных людей разной степени квалифицированности, либо «догружают» контракты со СМИ необходимостью дублировать сообщения в социальных сетях. Как ни странно, никуда не делась порочная практика, когда за умудренного жизненным опытом руководителя региона размером с парочку Сирий блог ведут юные и не совсем мальчики и девочки из той же многострадальной пресс-службы. Вот тогда образная и весомая речь матерого чиновника чудесным образом превращается в сухую канцелярщину релиза, а сам он демонстрирует волшебную способность одновременно давать интервью местному телеканалу и тут же силой мысли публиковать пост на своей странице. Такие телодвижения имеют обратный эффект и скорее вредят имиджу руководителя… С учетом того, что аудитория социальных сетей весьма наблюдательна, скрыть тот факт, что «король-то голый» практически нереально.

Ну и наконец, губернаторы-блогеры - те, кто, как считается, пишут сами, ну или работа у них поставлена грамотнее... Безусловно, переплюнуть Рамзана Ахматовича Кадырова у дфошников пока не получается, но есть и свои «звезды».

Один из самых популярных дальневосточных губернаторов-блогеров – глава Хабаровского края Сергей Фургал. В качестве площадки для распространения информации он активно использует популярную сеть Instagram. Массу лайков получил пост о введении запрета на приобретение авиабилетов по завышенным ценам для членов краевого правительства. На своей странице Фургал рассказал, что путешествовать они смогут только по единому тарифу «Эконом». Исключение сделано для трёх зампредов. Безусловно, тема для Дальнего Востока наболевшая, однако одними соцсетями больного не спасти. Ориентируясь на аудиторию социальных сетей, Фургал должен понимать, что рано или поздно кто-то из читателей вытащит на белый свет историю, когда сахалинские чиновники предоставляли справки от уже не существующих компаний, что билетов эконом-класса просто якобы нет и несчастным приходилось оплачивать из бюджета полет в бизнесе… Если аналогичная история всплывет в Хабаровске, одним постом в сети губернатору уже не отделаться, тут потребуется либо кардинальное решение вопроса, либо, извините, придется смириться с очередным витком роста протестной активности…

ваера

обоб

Благими намерениями вымощена дорога в ад, в рай она, как известно, вымощена благими деяниями. «Молодые» губернаторы используют возможности социальных сетей «по-полной» и получают на это не всегда ожидаемую реакцию. Так, в своём аккаунте глава Забайкальского края Александр Осипов с заднего сидения автомобиля, что называется «из первых уст», рассказал подписчикам о ситуации с пожарами в регионе, а позже пообещал, что помощь будет оказана каждому пострадавшему забайкальцу. У части местных жителей прямой инстаэфир врио губернатора вызвал «мурашки по телу» и «уважуху». Однако, любому губернатору, отважившемуся на эфир из служебной машины, надо отдавать отчет, что среди подписчиков всегда найдется пара специалистов, которые по оттенку кожи на сидениях начальственного автомобиля с точностью до копейки определят, во сколько этот «членовоз» обошелся тощему региональному бюджету.

апрсапо

сптмпь

В своих аккаунтах главы дальневосточных регионов делятся не только проблемами, но и успехами. Так, помимо фото и видео, где руководитель Приморского края Олег Кожемяко комментирует проблемы региона, сажает деревья, принимает участие в субботниках, купается в проруби и занимается спортом, губернатор именно в Instagram выложил новость о готовности краевых властей оказать содействие в спасении касаток и белух из китовой тюрьмы в Приморье. За ситуацией в Приморье несколько месяцев следил весь мир.

мимпт

При этом даже сажающий деревья губернатор находится под пристальным вниманием читателей – оценят и осмотрят все от носков, до… мимо не пройдет и задний фон за спиной чиновника, а работать в таких условиях ни сами руководители, ни их команды, к сожалению, не обучены и в случае чего просто уйдут в глухую «несознанку», а то и подчистят посты с неугодными замечаниями…

бд.д.

После резонансного скандала в Якутске, когда местная жительница была похищена и изнасилована трудовыми мигрантами, глава Республики Айсен Николаев посчитал своим долгом утихомирить народные волнения, а вместе с ними и Кремль, так в Instagram появилось заявление об усилении борьбы с незаконной миграцией. А вот на странице в Твиттер об этом инциденте Ил Дархан Якутии предпочёл не упоминать.

йвыуав

Ещё один активный пользователь соцсети Instagram - губернатор Магаданской области. В своих постах одиозный политик, известный способностью в случае чего и к нецензурной лексике прибегнуть, ведёт себя прилично. Пиком активности чиновника стала предвыборная гонка: вот Сергей Носов проверяет наличие золотa в песках и находит два самородка, вот «покормил огонь» и «заманил рыбу в реки» на празднике Бакылдыдяк, вот призывает остановить «очковтирательство». После инаугурации единственной проблемой главы Колымы, которой он готов делиться в социальной сети, стала попытка разобраться с зарплатами местных жителей.

аипи

тмитмит

Одним из самых активных губернаторов можно назвать губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко. На своей странице глава региона не стесняется делать заявления по горячему вопросу о передаче Южных Курил Японии. В одном из постов Лимаренко после подведения итогов опроса по теме принадлежности островов заявил о том, что «Курилы – Рубеж России» и выразил надежду на то, что дальнейшие «спекуляции на эту тему прекратятся». При этом Сахалинская область достаточно активно закупает услуги по продвижению информации в социальных сетях.

мимпип

ппмии

сисми

Аккаунт ещё одного дальневосточного губернатора – главы Камчатки Владимира Илюхина заработал только 1 апреля. Камчатка предпочитала покупать за бюджетный счет рассылки в мессенджерах.

В целом при огромном положительном значении попыток выстроить диалог между властью и людьми через соцсети, не всегда они приносят позитивные результаты. У современного российского общества есть запрос на получение правдивой информации, но зачастую чиновники не готовы отвечать на прямые вопросы и воспринимать критику, время публичных политиков, способных вести диалог и разговаривать с аудиторией на ее языке ушло в прошлое. Даже работая в соцсетях, губернаторы стараются не касаться острых тем, отрабатывая новую задачу Кремля скорее для галочки, нежели для результата. Аккаунты по сути превращаются в такие же региональные СМИ – выхолощенные, вылизанные и абсолютно неинформативные. Зачастую не используются общепринятые и популярные сетевые инструменты, оно и понятно – сам выход в соцсети для чиновников - это уже гигантское достижение, как же не солидно для простого небожителя… Думается, первый дальневосточный губернатор, который сделает селфи с Путиным, сразу обойдет главу Чечни по лайкам и репостам.

Алексей Егоров

Полина Мазур

Читайте также:

Популярное

Сбербанк вводит абонентскую плату для клиентов

ГИБДД вводит новый тест для водителей

ГИБДД рассказала неприятную правду о столичных водителях

Приморье сошло с ума – внутриполитические трюки и фокусы превращают край в балаган

Загрузка...
Загрузка...