Цены на общественный транспорт в дальневосточной столице могут скоро взлететь. Как стало известно DEITA.RU, мэрия планирует отдать этот вопрос на откуп перевозчикам.

Будущему мэру дальневосточной столицы несказанно повезет. Первое, с чего он начнет свою работу, так это будет объяснять горожанам, почему цены на общественный транспорт во Владивостоке вдруг сошли с ума и полезли вверх. Да не на рубль и не на два, а настолько, насколько сочтут нужным коммерческие перевозчики. Вернее, экономически обоснованным. Но обо всем по порядку.

Как известно, 24 марта заканчиваются трехлетние контракты у коммерческих перевозчиков, заключенные с администраций города. Именно они отдалили для владивостокцев неминуемую реализацию 220 федерального закона, принятого в России в 2015 году, продлив так называемый переходный период в непростое для города время неразберихи с градоначальниками. 

Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» устанавливает новый принцип организации транспортного обслуживания: разделение маршрутов на перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Выбор вида перевозок- исключительные полномочия  администрации города, учитывая все прописанные в законодательстве нюансы правового поля.

Сейчас перевозки в городе осуществляются по регулируемым тарифам, т.е. цены на билет устанавливаются органами власти. Осуществление перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения муниципальных контрактов в рамках 44-ФЗ, по требованиям которого администрация города обязана купить услугу перевозки пассажиров у перевозчика. При этом администрация вправе получить всю плату за проезд (выручку) в бюджет города, а перевозчику производить компенсацию расходов, либо оставлять плату за проезд  у перевозчика и производить доплату недополученных доходов. Что-то подобное планировал совершить бывший мэр Владивостока Виталий Веркеенко, но, судя по всему, не случилось. Для этого в городском бюджете нужно было заложить соответствующие средства и провести конкурс. Однако на «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания» в бюджете Владивостока на 2019 год предусмотрено только 142,2 млн. руб., что категорически не отвечает  современной ценовой политике.

Нерегулируемый тариф – это когда стоимость проезда определяет сам перевозчик. Сколько хочет и считает нужным. На основе собственных расчетов, ни перед кем не отчитываясь.  А уж перевозчики давно плачутся, что существующие тарифы гораздо ниже «экономически обоснованных». Доселе тариф на пассажирские перевозки во Владивостоке устанавливался методом индексации показателя, установленного краевым департаментом по тарифам (сейчас, кстати, эти полномочия переданы на уровень муниципалитета), и ежегодно повышался на рубль-два. Что и то вызывало дружное возмущение горожан. Фактически переход на нерегулируемые тарифы означает полную потерю контроля над перевозчиками и стоимостью проезда в общественном транспорте. Минимум на 5 лет. 

Насколько известно DEITA.RU, мэрия собиралась пойти по комбинированному пути – оставить часть маршрутов с фиксированным регулируемым тарифом, а часть маршрутов перевести на нерегулируемый тариф, то есть отдать на откуп коммерсантам. Не так давно мэрия объявила конкурс на комплексное исследование пассажиропотока, видимо, для определения востребованности гражданами и исключения из маршрутной сети малозначительных «дублирующих» маршрутов. К слову, в ведении коммерсантов из-за малочисленности муниципального транспорта сегодня находится около 80% маршрутной сети Владивостока. Силами только МУП «ВПОПАТ № 1» (кстати, по существу являющегося таким же коммерческим перевозчиком) охватить потребность всей существующей маршрутной сети невозможно.

По словам опрошенных экспертов, этот вопрос из категории пенсионной реформы - непопулярный, но необходимый. Он неизбежен в рамках правового поля и ограниченного муниципального бюджета. Но мэрии нужно было грамотно и вовремя к этому подготовиться. 

Насколько известно редакции DEITA, все возможные сроки упущены, конкурс так и не объявлен, и в конце марта управлению транспорта ничего больше не останется, как выдать перевозчикам свидетельства о праве осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на очередной переходный период. Занавес. 

Будущему мэру Владивостока придется объяснять пенсионерам и студентам, почему автобусы вдруг поехали по 30-40 (не дай бог) рублей (даже автобусы Находки стоят больше «столичных» - 25 рублей билетик, а экс-столица ДФО Хабаровск давно возит граждан по 30 рублей), а с общественным транспортом дальневосточной столицы навсегда останутся его неразлучные спутники –перенасыщенная маршрутная сеть, гонки за пассажирами, отсутствие автобусов в вечернее время, а также старый грязный автопарк с курящими и хамящими водителями.

Светлана Алеутская