В 2014-2016 годы на горизонте социально-экономической жизни Приморья замелькали изменения - создание трех территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток вселили надежду, что отток населения из региона снизится, зарплаты взлетят, а создание новых рабочих мест уменьшит безработицу в крае. Корреспондент DEITA.RU узнал, как спустя три года после громких слов, красочных проектов и вложения десятков бюджетных миллиардов преобразовалась жизнь региона. И преобразовалась ли вообще? 

Сулили золотые ТОРы 

На сегодняшний день в Приморском крае действуют 3 территории опережающего развития - многопрофильная «Надеждинская», куда первоначально государство вложило почти 4 миллиарда рублей, агропромышленная «Михайловская» с бюджетными 4,44 миллиардами рублей, а также 

ТОР «Большой Камень» с проектом строительства крупнотоннажной верфи. Сумма государственных инвестиций туда составила 3,15 миллиардов рублей, при этом суммарные вливания частных инвесторов во все 3 ТОРа приблизительно оценивались экспертами еще в 200 миллиардов рублей. 

Вместе с этим, в 2015 году был анонсировал федеральный проект по созданию Свободного Порта Владивосток (СПВ). Суть его оказалась проста: резиденты, получившие разрешение на ведение деятельности в СПВ, могли рассчитывать на льготы, упрощение визовых и таможенных процедур, государственную поддержку и создание свободной таможенной зоны. В перспективе все эти меры на федеральном уровне должны были повысить статус края и уровень жизни населения, решить проблему с безработицей и прекратить массовый отток людей из региона, а также привлечь дополнительные инвестиции из-за рубежа. 

Хотели как лучше… 

Чтобы судить о том, насколько изменилась жизнь приморцев после создания ТОРов и СПВ, достовернее всего обратиться к статистике. По ее данным, в период с 2015 по 2019 годы край покинуло свыше 30 тысяч человек или 5% жителей Владивостока. Видимо, перспективы опережающего региона в этих людей так и не вселили надежды на светлое будущее. Вместе с тем, в ходе опроса Приморского научно-исследовательского центра выяснилось, что 25% зрелых людей в возрасте от 35 до 45 лет согласились бы уехать из Приморья, будь у них такая возможность.

Еще один важный показатель - это уровень безработицы в крае. Суммарно 3 территории ТОР, по данным проекта, предоставляют около 10 тысяч рабочих мест. Официальные данные безработицы при этом говорят о ее снижении до уровня 25-летней давности: в конце 2018-го она составила 11 тысяч человек - это на 27% ниже, чем было годом ранее. Если говорить в целом, то за последние 10 лет этот показатель стабильно держится на уровне 1,6%-1,8%. 

Однако не стоит обольщаться, так как реальный уровень безработицы, скорее всего, отличается от официальной статистики. Например, один из популярных интернет-сервисов по поиску работы говорит о том, что сегодня из 200 000 размещенных предложений о трудоустройстве в Приморье только 8 000 оставляет работодатель, оставшиеся 192 000 - это количество поданных на сайт резюме потенциальных сотрудников. Также, опрос местных жителей показал, что около 45% приморцев заняли свою должность благодаря личным связям и знакомствам. 

Что касается среднего уровня заработной платы - одного из главных показателей, способных привлечь и удержать специалиста в регионе, то официальные источники говорят о том, что за 3 года он вырос на 7 тысяч рублей - с 33 286 до 40 861. Но не стоит забывать о том, что реальный уровень инфляции ежегодно составляет около 10%, поэтому на деле рост зарплат ничего не говорит об улучшении благосостояния граждан.

Экологические последствия

Стоит отметить, что создание ТОРов и Свободного порта в лучшую сторону жизнь региона и его жителей не поменяло. Зато экологических проблем от территории опережающего развития население уже успело хлебнуть. Например, в апреле прошлого года жители Спасска-Дальнего и села Прохоры вышли на митинг против строительства 3-го свинокомплекса ТОР "Михайловский". Люди требовали построить очистные сооружения для уже существующих свинокомплексов, а также прекратить слив фекалий и мочи в близлежащие водоемы. К слову сказать, в двух свинокомлексах тогда содержалось более 600 тысяч голов животных, поэтому уровень загрязнения окружающей среды был соотвествующий. К слову, в январе этого года от ящура в ТОР "Михайловском" от эпидемии ящура погибло свыше 70 тысяч свиней.

Еще один инцидент произошел в Большом камне, где местные жители 26 января вышли на митинг и потребовали прекратить загрязнение Уссурийского залива во  время строительства судоверфи "Звезда", входящей в состав ТОР "Большой камень". Поводом послужили планы строителей, предусматривающие выемку со дна бухты Большой Камень и прилегающей акватории 9 миллионов кубометров грунта. 8 из них предполагается захоронить в подводных отвалах  в непосредственной близости от города. Жители заявили, что такое количество грунта вызовет замутнения близлежащей акватории и последующее разнесение взвесей по всему Японскому морю.

Итоги

Проекты ТОР и СПВ, изначально направленные на укрепление экономических позиций Дальнего Востока, пока никак не сыграли на улучшение жизни рядовых граждан. Уровень цен в регионе остается одним из самых высоких в стране, отток населения продолжает увеличиваться, а уровень заработной платы нивелируется реальными показателями инфляции. По мнению некоторых специалистов, для реализации многомиллиардных проектов 3-4 года - цифра ничтожная. В случае с территориями опережающего развития реальное повышение уровня жизни у населения может отобразиться минимум после 8-10 лет с момента запуска экономической зоны в Приморье. Вопрос только в том, останутся ли россияне в Приморье к этому времени.

 Максим Низкодубов