Как живётся на Курилах, сколько стоят продукты, топливо и жилье на островах, есть ли цивилизация на этих далеких и пока еще российских островах, и почему местные жители против присоединения к Японии, - о жизни и быте на Курильских островах рассказал сотрудник рыбообрабатывающего завода на острове Итуруп корреспонденту DEITA.RU.

Игорь Плоткин последние два года трудился на одном из рыбообрабатывающих заводов острова Итуруп. В целом, атмосфера единственного на всем острове города Курильска, постоянное население которого составляет порядка 1600 человек, а также уникальная природа региона произвели на него приятные впечатления. «Завод, на котором я работал, в хорошем техническом состоянии. Общежития для сотрудников цивильные, со всеми удобствами. Асфальтовая дорога, по сути, одна - от нашего предприятия вдоль города и до местного аэропорта. Но это лучше чем было 10 лет назад, когда везде была только грунтовка, и возле дорог пыль стояла столбом. Домики в Курильске в большинстве своем частные, ну и с интернетом там туговато», - поделился мнением Игорь.

По его словам, из-за транспортной недоступности, цены на продукты на Курилах завышены в несколько раз. Например, яйца дешевле 115 рублей найти не получится, хлеб с материка стоит 60-80 рублей, кило сахара - около 90-100 рублей. Хорошие зарплаты здесь только у тех, кто как-то связан с работой на путине, где в самое пиковое время сезона можно зарабатывать от 120 до 200 тысяч в месяц. В остальном, средняя зарплата составляет 10-20 тысяч рублей. По словам Игоря, за два года пребывания на острове он ни разу не столкнулся с дефицитом каких-либо продуктов первой необходимости и товаров широкого потребления. «Всех здесь кормит рыба и предприятия по её переработке. Если они, не дай бог, закроются, тогда всему населению придет конец», - высказался сотрудник завода.

Несмотря на катастрофически низкие зарплаты, люди умудряются привозить себе внедорожники из близлежащей Японии, средняя цена которых варьируется от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Особенно здесь ценят старые дизельные «крузаки», «сурфы» и «сафари». Многие жители до сих пор бочками возят бензин с материка по 70-80 рублей за литр, но именно дизель здесь можно найти относительно дешево - нужно лишь знать, кто из военных торгует солярой из-под полы.

«Говорить о том, что на Курилах тотальная разруха, лично у меня язык не поворачивается. Домики там выглядят аккуратными, и вполне себе презентабельными, есть продуктовые и вещевые магазины, новый современный аэропорт, в местной больнице недавно провели капитальный ремонт - плитка, пластиковые окна, хорошее медицинское оборудование. В Курильске можно погулять в сквере или небольшом облагороженном парке. Люди - максимально простые и, на удивление, очень отзывчивые, несмотря на то, что жить здесь гораздо тяжелее, чем в других регионах», - добавил Игорь Плоткин.

Взаимоотношения с Японией и возможную передачу ей островов здесь обсуждают очень осторожно. Дело в том, что старожилы Южных Курил помнят 90-е годы, когда во время дефицита еды и электроэнергии соседи помогали им не погибнуть от голода - отправляли продукты и бытовую технику. Поэтому в память местных надолго врезалось чувство искренней благодарности к азиатскому народу. Сегодня ситуация на Курилах изменилась в положительную сторону, но отдавать территорию местные не намерены. Большая часть из них смотрит на противоположный берег, где виднеются цветущие сакуры, небоскребы и крыши японских пагод в надежде, что однажды уровень благосостояния жителей Итурупа, Кунашира и Шикотана будет сопоставим с японскими соседями. Но добиться этого уровня местные намерены только в составе России.

Напомним, в последнее время ситуация вокруг возможной передачи Курильских островов Японии обострилась благодаря некоторым высказывания российского и японского лидеров, МИДа РФ и японских СМИ. На днях МИД назвал главные условия передачи островов, среди них признание Японией итогов Второй Мировой войны.

Максим Низкодубов