Рекорды «Звезды»:

Топ фактов о самой современной верфи России

Судостроительный комплекс «Звезда»
построил первый в России
танкер-газовоз СПГ

Танкер Алексей Косыгин

Судно названо в честь выдающегося политического и государственного деятеля Алексея Косыгина. Участие в церемонии имянаречения судна принимал Президент России Владимир Путин.

Судно «Алексей Косыгин» — ледокольный танкер класса ARC 7, способный работать в арктических условиях и самостоятельно преодолевать лёд толщиной более 2-х метров.
300 м
Длина судна
172 000 м³
Вместимость СПГ
-163 °C
Температура груза
81 000 т Дедвейт
19,5 уз Скорость
60 МВт Мощность
48,8 м Ширина

Танкер вмещает более 172 000 кубометров сжиженного природного газа. СПГ перевозится при атмосферном давлении и температуре минус 163 градуса в специальных резервуарах во внутреннем корпусе судна. Судно оборудовано тремя уникальными винто-рулевыми колонками, произведенными на территории ССК «Звезда» заводом «Сапфир».

В ноябре 2025 года «Звезда» провела ходовые и газовые испытания судна. Газовые испытания на Дальнем Востоке проводились впервые. «Алексей Косыгин» стал головным танкером-газовозом в серии, которую строит ССК «Звезда» для проекта «Арктик СПГ-2».

В России только «Звезда»

способна реализовывать такие проекты благодаря передовым технологиям мирового уровня и уникальному оборудованию.

Факт 1
Факт №1

Судостроительный комплекс «Звезда» – это самая молодая и современная верфь в России

Она была создана в 2015 году, начала производственную деятельность в 2016 году и уже в 2020-м спустила на воду первое судно - первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах», каких еще никогда не строили в России.
Факт 2
Факт 2
Факт №2

Общая площадь застройки верфи – свыше 220 гектаров

Это в 8 раз больше площади Московского Кремля. На этой территории находятся блок корпусных производств, окрасочные камеры, цех сборки блоков, трубообрабатывающий цех, тяжёлый достроечный стапель, сухой док и другие объекты.
Факт 3
Факт 3
Факт №3

В крановом парке «Звезды» - свыше 200 единиц уникального оборудования, в том числе два крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн каждый

Для сравнения, максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях — всего 500 тонн.

Высота "Голиафа" - 125 метров. Это высота основания Эйфелевой башни. Ширина пролета - 230 метров - сопоставима с шириной поля на стадионе «Олимпийский» в Москве.
Факт 4
Факт 4
Факт №4

Крупнейший в России открытый тяжелый достроечный стапель (485 х 230 м) занимает площадь 12 гектаров

Это в 5 раз больше Красной площади в Москве. Грандиозное сооружение позволяет строить крупнотоннажные суда длиной до 300 метров и шириной до 75 метров.
Факт 5
Факт 5
Факт №5

Принцип крупноблочного судостроения

Новейшая техническая оснащенность верфи позволяет строить суда крупноблочным методом из мегаблоков весом до 3 000 тонн. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 000 тонн – это вес четырех ледоколов «Ленин».
Факт 6
Факт 6
Факт №6

Самый большой в стране и в мире сухой док

Уникальное гидротехническое сооружение размером 485 на 114 метров, глубиной 14 метров даёт неограниченные возможности для одновременного строительства судов любых габаритов и сложности. По занимаемой площади - это как две пирамиды Хеопса.
Факт 7
Факт №7

Высокая автоматизация производства

Например, на «Звезде» запущена первая в России автоматизированная линия изготовления трубных спулов. Производственная программа цеха по объему трубообработки предполагает годовой объем более 13 000 т/год, в том числе трубы из углеродистых сталей, высококачественных нержавеющих сталей и медно-никелевых сплавов.
Факт 8
Факт 8
Факт №8

Максимальная производительность верфи составит 330 000 тонн обрабатываемого металла в год

Этот показатель не имеет аналогов в России. 330 тысяч тонн – это 1150 ракет-носителей «Восток».
Факт 9
Факт 9
Факт №9

Самый мощный в России плавучий кран

Его грузоподъемность - 3500 тонн. 3500 тонн это вес почти 20 пассажирских советских самолётов Ту-114 с максимальной взлетной массой.
Факт 10
Факт 10
Факт №10

Самый большой в России плавучий док

Его длина - 351,4 м, грузоподъемность – 100 000 тонн. Это больше, чем грузоподъемность 220 самых больших в мире карьерных самосвалов БелАЗ-75710.
Факт 11
Факт №11

Из сухого дока ССК выводит на воду суда с рекордным весом

В 2023 году из сухого дока провели одновременный спуск на воду арктического танкера-челнока «Валентин Пикуль» и арктического танкера-газовоза СПГ «Сергей Витте» общим весом 93 000 тонн, а в 2024-м году верфь одновременно спустила на воду два арктических танкера-газовоза СПГ «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин».
Факт 12
Факт 12
«Один из крупнейших наших ледоколов, который должен быть создан в ближайшее время, "Лидер" называется. Этот вообще будет колоть такой лед... без ограничений. Шесть-семь метров в высоту... Просто фактически без ограничений. Ни у кого в мире нет таких судов. Россия — единственная страна в мире, у которой есть такой атомный ледокольный флот» — Владимир Путин
Факт №12

«Звезда» строит самый большой в мире ледокол «Лидер» с уникальной атомной установкой

Cложнейший с технической точки зрения проект не имеет аналогов в мире. Размер ледокола - 209 на 47 метров. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт - этого хватит для обеспечения электроэнергией небольшого города.

Такая мощность позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров. «Лидер» откроет новую эру в освоении Северного морского пути.
Факт 13

Судоверфь «Звезда» первой в России осваивает новые для российского судостроения проекты

Танкеры типа «Афрамакс»
Танкеры-продуктовозы типа MR
Арктические танкеры-челноки
Арктические танкеры-газовозы