16 сентября 2025, 01:00: «Невидимая защита»: Путин заявил об уникальности российского органа санитарного надзора 16 сентября 2025, 00:00: Терпение Трампа и выдержка Кремля: дипломатия против санкционного давления Курсы валют от ЦБ на 16.09.2025: 1 Доллар США = 83.07 руб. 1 Евро = 97.45 руб. 1 Юань = 11.59 руб. 100 Иен = 56.39 руб. 15 сентября 2025, 23:00: ЕС готовит «майдан» в Сербии – СВР 15 сентября 2025, 22:00: Китай пообещал ответить США в случае введения пошлин за импорт российской нефти 15 сентября 2025, 21:00: «Протрезвевшая Вена и задиристая Эстония»: Медведев высмеял Европу и предупредил о войне Курсы валют от ЦБ на 16.09.2025: 1 Доллар США = 83.07 руб. 1 Евро = 97.45 руб. 1 Юань = 11.59 руб. 100 Иен = 56.39 руб. 15 сентября 2025, 20:30: Октябрь будет аномальным: синоптики дали прогноз на середину осени 15 сентября 2025, 20:00: Российские войска освободили Ольговское в Запорожье 15 сентября 2025, 19:30: Россиян призвали запастись крупной суммой денег: в чём дело Курсы валют от ЦБ на 16.09.2025: 1 Доллар США = 83.07 руб. 1 Евро = 97.45 руб. 1 Юань = 11.59 руб. 100 Иен = 56.39 руб. 15 сентября 2025, 19:00: Нерестовую реку в Приморье загадили старым асфальтом 15 сентября 2025, 18:45: Маргинальные мигранты атакуют Новый Владивосток

Олег Кожемяко: «Приморский край стал хабом России в Азиатско-Тихоокеанский регион»

3 августа 2023, 10:10

В последние годы роль Приморского края только увеличивается для всей страны. Регион по праву можно назвать восточными воротами в Азию. О том, как уже развиваются отношения с соседями и какие планы намечены на ближайшее время рассказал губернатор Приморья Олег Кожемяко в интервью для ИА DEITA.RU.

– Олег Николаевич, уже некоторое время Россия перестраивает свою экономику в направлении Востока. Какая роль в этой стратегии отведена Приморскому краю?

– Россия строит стратегию развития на основе мировых тенденций, сосредотачиваясь на «новой Азии» – восточных регионах, Индии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Приморский край играет важную роль в развитии, становясь передовым хабом для России в этом регионе. Торговля с азиатскими странами составляет большую часть внешнеторгового оборота края, а сотрудничество усиливается из-за изменения транспортных маршрутов.

Президент Владимир Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «национальным приоритетом на весь 21-й век». И поставил задачу – сформировать представление о Востоке России как о регионе будущего, который несет успех тем, кто готов рискнуть и много работать. Время подтвердило правильность такой постановки целей. Противостояние на Украине и санкционное давление от западных стран только подчеркнули важность восточного вектора. Именно развитие сотрудничества со странами Азии помогло амортизировать негативные последствия санкционной политики Запада.

– А для Приморья какая страна выходит на первый план?

В 2022 году Китай составил 57,5% внешнеторгового оборота Приморья. Основные экспортные товары в Китай включают рыбопродукцию, ракообразных, лесоматериалы, нефтепродукты, соевые бобы, готовые корма для животных, масла и жиры. Общий внешнеторговый оборот края в 2022 году вырос на 20% до 8,5 млрд долларов, с увеличением числа стран-партнеров с 74 до 120. Торговля с Китаем растет особенно быстрыми темпами, превысив долю в 65% по итогам первого квартала 2023 года.

Также Приморский край обладает значительным экспортным потенциалом в области морепродуктов, древесины, сельскохозяйственных культур, качественных продуктов питания, а также в планах экспорт СПГ, гелия и метанола. Более 90% экспорта края направлено в страны Азии.

– Говоря о Китае, он несколько лет был закрыт. В этом году Поднебесная открыла свои границы, и вы уже совершили туда несколько рабочих поездок, в том числе на Харбинскую международную торгово-экономическую ярмарку. Насколько результативной была эта поездка?

– Приморский край активно участвовал в Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, что способствовало развитию сотрудничества. На всех площадках мы выдвигали прежде всего инициативы в области совершенствования транспортной логистики. Это совместное развитие транспортной дорожной и портовой инфраструктуры, реализация проектов строительства новых портов – таких как насыпной порт в Славянке, порт в бухте Суходол с зерновым терминалом. Предложили осуществлять транзит китайских грузов через железнодорожную и портовую инфраструктуру Приморья в южные китайские порты и страны АТР, организовать авиарейсы из Владивостокского аэропорта в китайские аэропорты Далянь, Яньцзи, Муданьцзян, Шанхай.

Инициировали перевод автомобильных пунктов пропуска на круглосуточный режим работы. В области сельского хозяйства для нашего края наибольший интерес представляет опыт китайских партнеров в сфере мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, по строительству объектов для хранения и переработке зерна, строительству тепличных комплексов.

В ходе 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки наша делегация представила регион и продукцию на стенде Приморского края, в мероприятии приняли участие более 150 приморских предпринимателей. Также делегация Приморья планирует посетить ярмарку XIV ЭКСПО «Китай – Северо-Восточная Азия».

Приморский край предложил активизировать внешнеэкономические связи, особенно в рамках уникальных проектов, таких как территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Презентация региона привлекла китайских инвесторов, и в настоящее время уже реализуется несколько проектов с их участием.

Для стимулирования деловых контактов, Приморский край планирует организовывать визиты бизнес-миссий китайских компаний и их участие в международных мероприятиях и форумах, в том числе в Восточном экономическом форуме.

– Какие сферы экономики планируется усилить в Приморском крае?

– Руководство страны и правительство Приморского края активно работают над развитием сотрудничества со странами АТР и популяризацией региона. Ежегодный Восточный экономический форум стал отражением этой стратегии и стимулировал рост внешнеторгового оборота Приморского края.

Приморье играет ключевую роль в ускоренном развитии региона. Планируется увеличение грузооборота и расширение экономики до 3,6 трлн рублей. Важными направлениями развития также являются судостроение, сельское хозяйство, производство пищевой продукции, туризм и добыча ресурсов.

Тем не менее, мы не концентрируемся на развитии исключительно транспортно-логистической составляющей нашей экономики. В крае реализуются проекты, способствующие развитию судостроения и судоремонта, сельского хозяйства и кормов, переработки сельскохозяйственной и производства пищевой продукции, туризма, добычи и переработки водных биологических и лесных ресурсов, строительстве.

Специфика экономики Приморья состоит в том, что она на треть формируется за счет субъектов МСП. Мы лидируем в ДФО и в России по этому направлению. Каждый четвертый предприниматель ДФО работает в Приморье.

За год количество занятых в малом и среднем бизнесе увеличилось на 8% и составило около 340 тысяч человек. Это значит, что люди верят в успех, видят перспективы и готовы открывать и вести своё дело в Приморье. По числу самозанятых край занимает первое место на Дальнем Востоке.

Мы активно поддерживаем инновационных предпринимателей. Уже четвертый год проводим конкурс «Приморский старт», за это время поступило более 300 заявок, 30 победителей получили гранты по два миллиона рублей на реализацию своих проектов. Проекту «Русский карбон» по производству инвалидных колясок из композитных материалов мы предоставили дополнительную поддержку в 50 миллионов рублей на открытие серийного производства. Этот проект поддержал Минпромторг России, он был представлен на ВЭФ и в Совете Федерации, сейчас мы включаем эту компанию в ТОР «Патриотическая».

– Какие планы есть по модернизации и строительству новых портовых мощностей в Приморье?

– Приморский бизнес положительно отреагировал на поворот России на Восток и предпринял ряд инвестиционных шагов. В настоящее время строятся и модернизируются порты Приморья, что увеличит обрабатываемую грузовую базу до 300 млн тонн к 2030 году. Всего на развитие портовой инфраструктуры планируется направить около 400 млрд рублей с созданием более 5,5 тыс новых рабочих мест. Ожидается увеличение таможенных платежей до 200 млрд рублей в год к 2030 году, что значительно обогатит федеральный бюджет.

– Как развивается железнодорожный комплекс с учетом роста объема грузов?

– В ближайшие пять лет мощности приморских портов удвоятся до 300 млн тонн, что приведет к необходимости расширения Восточного полигона. Надеемся, что РЖД предоставит дополнительные средства для этого проекта, который быстро окупится.

Благодаря совместной работе Минтранса России, РЖД, приморских портов и логистических компаний, регион успешно справляется с ростом грузопотока. За первое полугодие на станциях Дальневосточной железной дороги в Приморском крае было погружено 11,8 млн тонн грузов, что на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Растущий объем грузоперевозок требует увеличения пропускной способности железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на границе с Китаем. Приморский край работает над этим вместе с Правительством РФ. Также планируется увеличение пропускной способности международных пунктов пропуска в десять раз, что потребует инвестиций в размере 15,8 миллиарда рублей.

– В какие проекты инвестируются средства в Приморском крае?

– Инвестиции играют ключевую роль в росте экономики Приморья. Они обеспечивают создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений и позволяют вкладывать средства в социальные выплаты и развитие социальной инфраструктуры. Вследствие внешнего санкционного давления, мы разработали план мер по обеспечению устойчивого развития экономики региона на 28 миллиардов рублей, из которого уже реализовано 71 мера на 11 миллиардов рублей.

Приморский край привлекателен для инвесторов благодаря преференциальным режимам, которые поддерживают резидентов территорий опережающего развития. Под эти режимы попадает 150 резидентов, реализующих 163 проекта с общим объемом инвестиций 1,548 трлн рублей.

Кроме этого, Приморском крае заключено 28 соглашений в сфере государственно-частного партнерства, из них 27 – концессионные соглашения, одно соглашение о государственно-частном партнерстве –охотхозяйство Орлиное. Общая стоимость создаваемых объектов – 49 млрд рублей. Отдельно хочу отметить проект «Белая гора» в Арсеньевском городском округе – благодаря механизму «дальневосточной концессии» Приморский край получил софинансирование на строительство современного горнолыжного курорта.

Среди крупнейших резидентов – Судостроительный комплекс «Звезда» – объем инвестиций по соглашению составляет около 300 млрд рублей, из них более 150 млрд рублей осуществлено. Создано 10 740 рабочих мест. Значимые для региона объекты ввели в эксплуатацию шесть резидентов ТОР – это компании «Русагро-Приморье», «Приморский бекон», «Газпром гелий сервис», «НК Лотос», РК «Новый Мир», «Мерси трейд», а также пять резидентов СПВ – компании «Восточный порт», СЗ «Восточный луч», МГК «Золотой Рог», СП «Строитель», «Авиаполис Янковский». Общий объем вложенных инвестиций составляет 81,4 млрд рублей, создано почти 5 тысяч рабочих мест.

Важно отметить проекты, которые развиваются на острове Русский. Приморскому краю также принадлежат проекты по автономной газификации жилых домов и строительству газозаправочных станций, а также контейнерного терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов.

Все эти проекты способствуют устойчивому развитию Приморья и привлечению новых инвестиций.

Автор: Иван Крышан