Российские власти планируют запустить пилотный проект по онлайн-продаже товаров с возрастными ограничениями с использованием биометрической проверки. Эксперимент по продаже энергетиков через интернет может начаться уже в декабре этого года, тогда как дистанционная продажа российских вин намечена на вторую половину 2026 года, следует из плана правительства, с которым ознакомился РБК.
Для реализации пилота потребуется внесение изменений в законодательство и интеграция онлайн-доставки с системой ЕГАИС. Проверка возраста будет происходить через стандартную или подтвержденную биометрию: если пользователю больше 18 лет, покупка одобряется, при меньшем возрасте — отклоняется. Оплата будет подтверждаться ПИН-кодом для дополнительной безопасности.
Власти и бизнес рассматривают инициативу как способ борьбы с «серым» рынком алкогольной продукции и обеспечения соблюдения возрастных ограничений. Пилот поможет протестировать биометрические технологии для онлайн-продаж и на кассах самообслуживания и вендинговых аппаратах.
Представители крупных маркетплейсов, таких как Wildberries, «Яндекс Маркет» и Ozon, выразили готовность участвовать в проекте. Ожидается, что дистанционная продажа российского вина позволит поддержать отечественных виноделов, повысить их выручку и рентабельность. По оценкам АКИТ, запуск пилота ограничит число участников до 500 «надежных торговых организаций», минимизируя риски нарушений закона и увеличивая контроль над оборотом алкогольной продукции.
В перспективе власти рассматривают возможность расширения биометрической проверки и на другие категории товаров с возрастными ограничениями, включая табачные изделия.