Казалось бы, события на Украине должны стать катализатором масштабных изменений не только в Мире, но даже в самой России. Когда как не сейчас самое время для того, о чем все последние годы говорили различные эксперты: пресловутого «левого поворота», окончательного решения вопроса «либеральных элит» и реального, а не отчетного импортозамещения? Но каковы предпосылки к тому, что все это будет реализовано в реальности? – разбиралось ИА DEITA.RU.
Пока происходящие в российской политике и экономике события не дают оснований полагать, что страна встала на мобилизационные рельсы. И экономическая, и внутриполитическая риторика остается по большей части только риторикой с минимумом реальных шагов. Не меняет общей картины даже групповой майский исход губернаторов, когда главы Томской, Кировской и Саратовской областей и республики Марий Эл в один день (10 мая) заявили о добровольной отставке, а их коллега из Рязани обнародовал свои планы не участвовать в следующих выборах. В общем-то, о частичной смене губернаторского корпуса политологи говорили еще до событий на Украине, так что связывать одно с другим едва ли стоит, тем более называть все произошедшее «кадровой чисткой». Другое дело, смогли бы уходящие главы регионов подготовить свои субъекты к жизни в новых экономических реалиях? А смогут ли другие их коллеги, и кого Путин отправит губернаторствовать взамен выбывших товарищей? Пока вопросы остаются открытыми.
Между тем формирование новой российской «санкционной» экономики становится для страны «вопросом жизни и смерти». На этом фоне новое значение приобретают заявления экспертов и некоторых публичных политиков о фактическом саботировании даже высокопоставленными чиновниками прямых поручений Президента страны. Здесь можно вспомнить судьбу хотя бы приснопамятных «майских указов». Вот и сейчас, не успел сенатор Андрей Клишас заявить о фактическом провале импортозамещения, стоит отметить, что такие заявления делались и до этого, начиная с самого 2014 года, как разномастные эксперты и политологи начали сыпать прогнозами о массовых кадровых чистках в российских властных структурах, которые грядут уже в конце мая.
Оно и понятно, так как за 8 лет все импортозамещение вылилось главным образом в поиск новых источников импорта или замену номенклатуры товаров вместо запрещенных позиций. Попутно шло освоение бюджетов на внедрение «всего отечественного» взамен «всего импортного». Кое-какие плоды этого процесса можно было увидеть в забавных презентациях «поделок» Роснано и Сколково. Что в итоге при сегодняшней ситуации завершилось великим достижением в виде скоропостижного отъезда Чубайса и не очень заметным подписанием Мишустиным постановления об изменении системы выделения денег сколковским проектам.
Между тем, эксперты продолжают сгущать краски, указывая на то, что фактически Россия не смогла достичь продовольственной, финансовой и экономической независимости от импорта. И вот теперь старых, не оправдавших возложенное на них высокое доверие «импортозамещателей» из разного рода министерств и ведомств (от Минцифры до Миноброны), могут сменить другие, более эффективные менеджеры из структур ВЭБа, Сбера и Ростеха.
Возникает резонный вопрос - не было ли все происходящее гениальной многоходовкой российского президента? Посудите сами, военная спецоперация на Украине, как катализатор и предлог для смены элит – звучит? Ведь именно о скорой смене этих самых элит не один год твердил тот же достаточно маститый и популярный российский эксперт Михаил Хазин. Более того, он указывал на то, что в органы власти и управления должны прийти некие новые люди, более жестко ориентированные на национальные интересы РФ (сродни красным комиссарам из 1917 года).
Все эти аналитические изыски, конечно, имеют право на существование, однако переназначение Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной на должность председателя Банка России даже после блистательного фиаско с замороженными российскими зарубежными активами продемонстрировало другую застарелую проблему государственного руководства – слишком короткую «скамейку запасных». Как бы здесь не сработал принцип, описанный еще в басне Крылова: «А вы друзья, как ни садитесь…».
В этом свете весьма спорным выглядит и «туз в рукаве» в виде призыва на официальную госслужбу функционеров из полугосударственных структур типа ВЭБа, Сбера и Ростеха. С одной стороны, все эти «государственные бизнесмены», скорее «государственные», то есть чиновники, нежели «бизнесмены». А при таком раскладе новая волна импортозамещения грозит захлебнуться в бесконечной череде презентаций, маркетинговых исследований и форсайтов. Тем более что тезис об «отрицательной селекции российского чиновничества», неоднократно транслируемый экспертами типа Делягина, Хазина или Ильи Гращенкова, пока не удалось опровергнуть реальными делами. С другой стороны, именно вышеназванные структуры можно отнести к центрам того, что Михаил Хазин называет «либеральной политикой». Так что ждать от выходцев оттуда вот прямо жесткого отстаивания «национальных интересов России» в том понимании, какое транслирует Путин и его окружение, едва ли стоит.
Очевидно, не сильно лучше складывается и ситуация в сфере, с которой мы начали - с новыми фигурами в губернаторском корпусе.
«Нет, все останется по-старому. Школа губернаторов продолжает обучать и выпускать все тех же технократов, как и пять лет назад. Редкие прямые президентские назначенцы будут оставаться исключениями, хотя какого-то реального превосходства бывшие сотрудники личной охраны не демонстрируют. Рейтинги низкие, качество работы среднее, конфликты и проблемы те же, что и у любых других глав», – считает политический эксперт Илья Гращенков.
Правда, остается вероятность того, что какие-либо персоналии для обновления российского истеблишмента могут выделиться в ходе спецоперации. Безусловно, российские силовые структуры в рамках сложившейся традиции официально отделены от политики еще с начала 2000-х, поэтому, следуя логике, не могут стать «кузницей кадров» для органов власти и управления. Но ситуация последних лет и месяцев показывает, что прогнозы становятся делом неблагодарным не только в российской политике, но уже и в мировой.