Как банки «проморгали» кризис, зачем начали брать комиссию за валютные вклады и почему покупка юаней – «очень странная форма самоубийства», ИА DEITA.RU объяснил экономист, финансовый консультант Максим Кривелевич.
- Максим Евсеевич, рубль продолжает укрепляться, несмотря ни на что. По оценкам вице-премьера Белоусова, даже слишком. Насколько долгим может быть этот процесс и как скоро и чем он может закончиться?
- Закончится он плохо, это нормальное явление. Как после любой болезни бывают осложнения или по крайней мере некоторая слабость. Но некатастрофично.
Теперь о сроках: в ближайшее время в Россию придет валютная выручка компаний-экспортеров, цены на нефть и газ настолько огромны сейчас, что даже при продаже всего и вся с дисконтом долларов придет очень много. При этом импорт оборудования заморожен, туристические поездки, в которых граждане могли тратить валюту, прекращены - фактически сейчас у нас сломался баланс спроса и предложения. Никому не нужны эти доллары.
Вот вы банк, почему вы говорите своим клиентам: «Братцы-кролики, с завтрашнего дня вы за то, что держите доллары на счетах, с вас комиссию будем брать?»
На самом деле банкиры, конечно, люди жадные, но вот так открыто хамить своим клиентам банку неполезно, то есть это вынужденная мера. А почему вынужденная? Почему раньше банки брали с удовольствием депозиты в долларах и поощряли, а теперь наказывают за них?
Потому что раньше всегда можно было выдать кредит в долларах. Раньше за дверью твоего кабинета стояло 15 коммерсантов, которые просили дать им доллары, чтобы купить сименсовские станки, турбины, немецкое оборудование, транспорт, самолёты, корабли – все, что угодно. Сейчас попробуй кому-нибудь дать долларовый кредит, он скажет: А что я с ними сделаю, я ж ничего на них купить не могу!
Нет кредитов - нет депозитов.
- Тем не менее, банки в большинстве своем доллары и не продают. Декларируется возможность открытия валютных счетов, по факту же практически невозможно, имея рублевый депозит в одном из крупнейших российских банков, открыть инвестиционный валютный счет - отказывают без объяснения причин. И нельзя купить ничего, кроме, пожалуй, юаней.
- Покупать юани - это вообще очень странная форма самоубийства. Сами китайские монетарные власти говорят нерезидентам – мы вас в юань не приглашаем, мы вам в юань ничего не гарантируем. Китай – экспортоориентированная экономика, для Китая снижение курса юаня - это элемент государственной политики по продвижению китайского экспорта и по сдерживанию импорта.
Если само государство, причем государство очень эффективное, несмотря на отдельные перегибы и борьбу кланов, говорит вам «Мы собираемся снижать курс нашей национальной валюты», а вы собираетесь ее покупать в надежде на рост, ну что ж, вам некого винить, кроме самого себя.
К счастью, россияне такие глупости не совершают, в отличие от Центробанка, кстати, который как раз подобные трюки устраивал, фиксируя убыток.
Но вот тот феномен, о котором вы сказали, действительно есть, и, к огромному сожалению, это просто признак профнепригодности. Те, кто занимался стратегическим управлением во многих российских банках, они попали под санкции, под которые попасть не должны были.
В больших компаниях работают маленькие люди - это действительно так.
Я всегда привожу пример банка Barings, банка с 300летней историей. Это банк, который в свое время финансировал сделку Наполеона с отчуждением Луизианы. Этот банк в свое время умер за 3 дня благодаря деятельности одного единственного сотрудника в сингапурском филиале.
К сожалению, в российских банках такие трюки тоже возможны, потому что далеко не все банкиры хорошо отработали этот кризис. Скажу больше – почти никто из крупных российских банков не вошел в этот кризис правильно. Они все его проморгали.