Расширение БРИКС не повлечет за собой моментального полного отказа от доллара в расчетах между странами, однако зависимость от американской валюты снизится, заявил доктор исторических наук и профессор Санкт-Петербурского государственного университета Виктор Хейфец.
«Есть несколько факторов, которые делают невозможной стремительную дедолларизацию. Во-первых, всё-таки доллар не просто так стал мировой валютой, а в силу наличия ряда международных договоренностей. Сегодня их повторить было бы проблематично. Во-вторых, для того, чтобы такая валюта появилась, нужна хотя бы потенциально сильная валюта. Юань пока по своему ряду показателей не отвечает планам превращения в мировую валюту. Да и Китай не очень стремится к роли мирового регулятора в этом отношении», — приводит агентство ПРАЙМ слова эксперта.
Он пояснил, что расчет в национальных валютах проще, чем создание новой валюты. В этой связи никто из стран БРИКС не хотел бы отказываться от своей валюты. Однако с расчетами в нацвалютах тоже есть трудности. Так, России и Бразилии перейти на полный расчет в нацвалютах тяжело по той причине, что Россия продает Бразилии сильно больше, чем покупает. Экспортеры таким образом получат больше бразильских реалов, чем смогут их потратить.
«Достаточно большие проблемы есть с покупкой и оплатой товара в рупиях, и не только у России. Рупия – неконвертируемая валюта, рупии из Индии просто так не вывезешь. То есть, надо либо тут же оставлять их в Индии и покупать только индийские товары, тогда возникает вопрос о фактической насильственной привязке к тому или иному рынку», — сказал Хейфец.
Однако переход на национальный валюты – это все же возможность ухода от доллара, который ни для одной из стран БРИКС национальной валютой не является.
В Йоханнесбурге 22-24 августа состоялся очередной саммит БРИКС под председательством ЮАР. На саммите стало известно о расширении объединения за счет вступления Аргентины, Египта, Ирана, Эфиопии, ОАЭ и Саудовской Аравии.