На сегодняшний момент многие работники бюджетной сферы, в том числе и педагоги, жалуются на обилие бумажной работы, которая зачастую заполняет собой большую часть рабочего времени.
«Некогда заниматься детьми, разработкой интересных уроков, организацией праздников, нужно писать отчеты о работе с детьми, отчёты по мероприятиям, в некоторых случаях составлять подробные технологические карты на каждый урок и, помимо этого, модерировать родительские чаты», - делятся педагоги в соцсетях.
Особенно страдают от подобной нагрузки классные руководители: зачастую «сверху» спускаются запросы, ответ на которые должен быть «вчера». Среди них такие, как «сколько мальчиков до 2008 года рождения посещают в вашем классе спортивные секции», «сколько у вас девочек до 2009 года имеют неполные семьи», «скольких детей инвалидов вы посетили на дому за последний месяц», «предоставьте в электронном и бумажном виде диагностические карты на слабоуспевающих и план работы с ними», и тому подобное.
Помимо этого, после уроков учитель должен проверить письменные, контрольные, самостоятельные, работы, разработать планы на следующий день, выставить оценки в электронный журнал, заполнить мониторинги, подготовить отчеты о проведенных мероприятиях, подготовить конспект видеоурока, который готовится к очередному конкурсу. И это далеко не полный перечень обязанностей. К сожалению, изначальный смысл работы учителя – нести разумное, доброе, вечное – тонет в потоке микроменеджмента, чему способствует как раз таки обилие бумажной работы.
Напомним, в сентябре 2022 года уже ограничили бюрократическую нагрузку для администрации и учителей школ. Теперь изменения подготовлены для всех уровней образования – от детских садов до вузов.
Преподаватели вузов на данные момент, так же, как и школьные учителя, загружены документацией: это и экзаменационные ведомости, индивидуальные планы, заключения на выпускные квалификационные работы, индивидуальные отчеты по научно-исследовательской деятельности, почасовые ведомости и другие. К этой нагрузке добавляется необходимость отвечать на запросы различных органов: от государственных до статистических. Специального человека, чтобы работать с документацией и собирать статистику, предоставляя возможность преподавателям заниматься только своими прямыми обязанностями, у образовательных организаций нет, поэтому это бремя лежит на педагогах.
По информации пресс-службы Рособрнадзора, в связи с этим было предложено на государственном уровне утвердить, во-первых, единые образцы подобных запросов, во-вторых, установить основания таких запросов у образовательных учреждений различными организациями. Инициаторы законопроекта сообщают, что на данный момент разрабатывается «четкая рамка, за пределами которой никто ничего не сможет запрашивать». Систему будут тестировать в 24 образовательных организациях из 6 пилотных регионов — Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Пензенской, Нижегородской и Владимирской областей.