Застройщик называет свой ЖК элитным, но от элитного у него только красивое название, заоблачная цена и живописная помойка? Что не так с премиумом в Приморье, разбиралось ИА DEITA.RU.
В феврале во Владивостоке анонсировали новый ЖК бизнес класса - теперь в виде корабля. На фоне других «человейников» этот выделяется своим необычным дорогостоящим архитектурным решением. Планируется, что здание будет выполнено в форме лайнера и получит название «Миллениум». Дизайнеры обещают: «дорогие интересные интерьеры и максимум полезной инфраструктуры от кафе и ресторанов до прачечной». Правда стоять сей шедевр будет под мостом и рядом с транспортной развязкой, вечно забитой большегрузами, и точкой сбора таксистов из дружественных республик Центральной Азии. Такая вот в портовом городе элитная атмосфера…
Но во Владивостоке строятся и другие жилые комплексы, которые позиционируют себя как «бизнес» или «премиум» класс. Стоимость квадрата там соответствующая. Например, ЖК в Голубиной пади (276,5 тыс. руб./м²) с 303 парковочными местами на 435 квартир, потолками высотой в 3,1 м и площадью однокомнатных от 35 кв. м, ЖК на Чуркине (280 тыс. руб./м²) 148 парковочных мест на 244 квартир, 3 м высота потолков и однушки площадью в 40 кв. м. и ЖК на Орлиной сопке (295 тыс. руб./м²) 45 парковочных мест на 58 квартир, потолки от 3 метров и площадью квартир от 32 и до 240 кв. м рекламируются как элитные, однако неизвестно откуда берётся такая премиальность.
«Понятие «бизнес», «комфорт» широко используют в маркетинговых целях, то есть просто для того, чтобы подтянуть доверчивого покупателя на то, что жить он будет не просто в бетонной халупе посреди двух центральных магистралей, а «супер-элит-комфорт доме с соответствующим социальным окружением». Так что не стоит слепо доверять рекламе. Если в доме высокие потолки и небольшое количество квартир на этаже, его уже могут назвать «комфортом» - комментируют в Российской гильдии риелторов.
Сейчас, когда стоимость на стройматериалы и землю растёт, а покупательская способность населения падает, строить эконом-класс становится нерентабельно. Взрывной рост ипотечной ставки привёл к тому, что даже плохенькая квартира где-то на окраине города стала не по карману среднестатистическому покупателю.
Так что в 2025 году застройщики продолжили жонглировать терминами «бизнес», «премиум» и «комфорт». Пока официального классификатора, утверждённого законодательно, не существует, и все «нормативы» носят рекомендательный характер, комментирует исполнительный директор «АРЕВЕРА-Недвижимость» Ирина Томаровская. Слово «бизнес» в названии ЖК уже давно стало частью агрессивного маркетинга.
Критерии бизнес-класса: теория и практика
Согласно классификации Российской Гильдии Риэлторов, к бизнес-классу относятся дома с:
1) площадью однокомнатных квартир от 55 м²;
2) потолками от 2,8 м;
3) подземной парковкой (минимум 1 место на квартиру);
4) индивидуальным архитектурным проектом и охраняемой территорией.
Интересно, что если применить данную классификацию в реалиях Владивостока, то лишь немногие дома «премиум» или «бизнес» класса с трудом дотянут даже до уровня «комфорта».
Для жилья комфорт класса применяют следующие критерии:
1) площадь однокомнатных квартир не менее 34 м²;
2) высота потолков от 2,7 м;
3) около 60 машиномест на каждые 100 квартир;
4) нетиповая застройка, используется монолитно-кирпичная или железобетонная технология строительства.
А что же во Владивостоке? Вот, например, ЖК на 2-й Поселковой рекламируется застройщиком как «бизнес» жильё. Но при этом дом находится на значительном удалении от социальной инфраструктуры, имеет чудесный пустырь вместо двора, потолки высотой 2,69 метров, а также 182 машиноместа на 253 квартир, но зато площадь «однушки» от 62 кв. м. С такими данными в класс «комфорт» данный ЖК проходит только по количеству квадратов. Примерно та же ситуация и в ЖК на Санаторной.
А вот ЖК «комфорт класса» на улице Майора Филипова. Сдали его в 2020 году, в перспективе обещали детский садик, школу, большую крытую парковку, здание почты, но почему-то на местах под социальную инфраструктуру выросли ещё 7 многоквартирных домов по 24 этажа каждый. В итоге на 2 802 квартиры приходится всего 1200 парковочных мест. Минимальная квадратура квартир - 25-30 квадратных метров. Из всех критериев стандартам соответствует только высота потолков в 2,7 метра.
Другой «комфорт» расположился на Стрелковой, недалеко от Таможенной академии. На 872 квартиры тут приходится аж 289 парковочных мест. Площадь квартир в 25-30 квадратов явно не соответствует комфорту по версии Гильдии риелторов, ну тут застройщики как бы и не обязаны… Зато вот высота потолков в эту классификацию еще пролазит – 2,7 метров.
Рынок недвижимости переживает значительную трансформацию, а отмена льготной ипотеки заставляет всё больше федеральных застройщиков задуматься о расширении бизнеса на Восток, где можно построить «комфорт», который на деле окажется хуже московского «эконома». При этом квартиры в Приморье стоят нераспроданные, а количество введённых домов растёт подобно раковой опухоли.