Кибермошенники стали притворяться сотрудниками маркетплейсов, убеждая жертв в проблеме с доставкой заказа, для решения которой клиент должен назвать сотруднику код из SMS-сообщения, предупреждает ИА DEITA.RU.
О новом сценарии информирует «Сбербанк». Потенциальной жертве заявляют, что у её заказа истекает срок бесплатного хранения в пункте выдачи. Чтобы не платить лишнего, «сотрудник» предлагает клиенту либо продлить этот срок, либо отменить заказ. Для подтверждения требуется назвать код, который на самом деле является кодом доступа к личному кабинету на портале «Госуслуг».
Есть ещё одна разновидность сценария с маркетплейсом: якобы заказ при транспортировке был повреждён, поэтому его следует отменить также по коду из SMS.
Несанкционированный доступ в личный кабинет «Госуслуг» даёт мошенникам много возможностей – от оформления на жертву кредита или микрозаймов до получения пособий по чужим реквизитам. Самый опасный способ использования чужих персональных данных – «кража личности» для ухода от уголовной ответственности.
Напоминаем, что в рамках нового закона, направленного на борьбу с телефонным и Интернет-мошенничеством, а также спам-звонками, сотрудникам маркетплейсов запрещено передавать гражданам информацию через иностранные мессенджеры, так как большинство мошеннических звонков поступает именно через эти платформы.
Зависимость россиян от маркетплейсов уже вызывает тревогу: из-за роста потребительского спроса растёт задолженность по микрозаймам. В 2024 году задолженность граждан России по микрозаймам увеличилась на 45%, достигнув 523 миллиардов рублей. В Правительстве РФ уже рассматривают возможность введения опции самозапрета покупок на маркетплейсах.