Сам по себе эмодзи в мессенджере вряд ли может стать основанием для привлечения к ответственности по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление», считают юристы, опрошенные РБК. Решение суда зависит от контекста переписки и сопутствующих высказываний.
Так, доцент Финансового университета при правительстве Игорь Семеновский отметил, что эмодзи «с изображением клоуна» без дополнительных пояснений не может считаться оскорблением. Суд оценивает комплексно содержание коммуникации, чтобы отличить обычное несогласие от намеренного оскорбления.
Управляющий партнер Юридической компании «Справедливые решения» Михаил Репринцев согласился, что одиночный эмодзи, не сопровождаемый текстом, крайне маловероятно признают оскорблением. Для штрафа необходимо доказать, что использование эмодзи было направлено на унижение личности и сопровождалось неприличной формой общения.
Примером служит случай в Красноярске: женщина пожаловалась на соседку, которая в дачном чате назвала ее «хабалкой» и поставила эмодзи клоуна. Мировой суд назначил штраф, однако районный отменил решение, отметив, что оскорблением следует считать только циничную и глубоко противоречащую нравственным нормам форму обращения, а не субъективное восприятие потерпевшего.
Юристы подчеркивают, что помимо КоАП, моральный вред можно взыскать по ст. 151 ГК РФ. При этом, хотя практика по эмодзи пока ограничена, текстовая переписка давно используется как доказательство в судах.