О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Часть 7. Памятный знак в честь трудового подвига железнодорожников Приморья в годы Великой Отечественной войны
Приметный паровоз возле железнодорожного вокзала – одна из главных достопримечательностей Владивостока, однако не все знают, что это не просто паровоз, памятник железнодорожникам Приморья, внесшим значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Памятник на платформе поездов дальнего следования установили в 1996 году в честь «ратного подвига железнодорожников Приморья» в военные годы. Паровоз Еа-3306 стал символом стойкости, труда и международной солидарности. Незримым участником сражений, связывающим фронт и тыл железнодорожной нитью.
Паровоз Еа-3306
История паровоза Еа-3306 начитается в США в 1944 году. Именно там, на локомотивном заводе American Locomotive Company, по разработанным русскими инженерами чертежам собрали легендарный паровоз. По программе ленд-лиза его доставили во Владивосток.
В Приморье локомотив прописали в старейшем депо Дальневосточной железной дороги – «Первая Речка». Он стал частью огромного механизма, снабжавшего фронт всем необходимым.
В военные годы Еа-3306, как и тысячи других паровозов, работал на пределе возможностей. Десятки эшелонов с военной техникой, продовольствием, медикаментами – всё это он перевозил для советских фронтовиков, для Победы.
Ветеран-паровоз перевозил грузы по Дальневосточной магистрали до тех пор, пока паровозы не заменила тепловозная тяга. Списали его только в 1995 году, почти полвека Еа-3306 верно служил стране на железных дорогах Дальнего Востока.
В родном депо его отреставрировали, после чего в 1996 году установили на вечную стоянку в качестве памятника на железнодорожной станции Владивосток.
Еа-3306 – не просто паровоз, а памятник доблестному труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Он – напоминание о героизме людей, о международной помощи, о том, как важно единство перед лицом общей угрозы. В 2008 году, благодаря инициативе Генерального консула США во Владивостоке Томаса Армбрустера, на паровозе установили памятную доску, гласящую, что этот локомотив олицетворяет активное сотрудничество между США и СССР в годы войны, и напоминающую о 8 миллионах тонн ленд-лизовских грузов из США, переправленных на фронт по Дальневосточной железной дороге.
Сменились эпохи, паровозы уступили место тепловозам, но память об их подвиге осталась.
Трудовой подвиг железнодорожников Приморья
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Дальнего Востока стали настоящими героями тыла, сражаясь за победу вместе с солдатами на фронте. Их самоотверженный труд, зачастую на пределе человеческих возможностей, стал неоценимым вкладом в общую борьбу.
Пости 13 тысяч работников Дальневосточной дороги удостоены высоких государственных наград – орденов и медалей Советского Союза. Среди них Герои Советского Союза: Константин Сергеевич Заслонов, Александр Никитович Панов, Федор Григорьевич Литвинюк, Юрий Тварковский, Харитон Алексеевич Русских, Евгений Алексеевич Клюшников, Федор Петрович Котляр.
Коллективы Дальневосточной и Приморской железных дорог не раз поднимались на вершину всесоюзного соревнования, завоевывая переходящее Красное Знамя ВЦСПС и НКПС – высшую награду для трудовых коллективов того времени.
Несмотря на холод и голод, приморцы обеспечивали бесперебойную работу стратегически важной транспортной артерии. Они доставляли на фронт боеприпасы, технику, продовольствие – все то, что было жизненно необходимо для победы над врагом. Каждый отправленный поезд, каждый километр пути приближали долгожданный день победы.
Паровозы тянули эшелоны с подкреплением и грузами на фронт советским солдатам, освобождавшим Донбасс, Украину, Крым, громившим немецко-фашистские войска на Курской дуге, освобождавшим Белоруссию, Прибалтику и штурмовавшим Кенигсберг.
Именно благодаря самоотверженному труду железнодорожников, их непоколебимой вере в победу, стал реальностью лозунг тех лет: «Железнодорожный транспорт – родной брат Красной Армии».
Приморцы-железнодорожники в годы Великой Отечественной войны проявили безграничную самоотверженность в стремлении помочь фронту. Они работали на износ, находили выходы там, где, казалось, их нет.
К примеру, благодаря внедрению скоростных методов работы в среднем на обработку каждого поезда затрачивали всего 28 минут при норме в 88.
Приморцы умели использовать ресурсы максимально эффективно – старший машинист паровозного депо Ружино Фролов в июне 1942 года сэкономил 75 тонн угля и передал их в запас на зиму 1943 года в особый фонд наркома.
Особой заслугой труда железнодорожников Дальнего Востока являлся сбор средств. Труженики Дальневосточной и Приморской дорог заработали и перечислили в фонд обороны свыше 300 тысяч рублей. Заработанные средства пошли на постройку эскадрильи боевых самолётов «Дальневосточный железнодорожник».
Начиная с 1943 года дальневосточные магистрали стали усиленно помогать железным дорогам, освобождённым советской армией от немецко-фашистских захватчиков, направляя на запад людей и технику. В период с 1941 по 1945 годы перевозки на железных приморских дорогах увеличились в 36 раз.
Маньчжурская операция
Завершение войны с нацистской Германией не означало окончания Второй мировой войны. На Востоке оставалась угроза со стороны Японии. Весна и лето 1945 года стали временем невероятного напряжения сил, временем беспрецедентной по своим масштабам передислокации войск.
С запада, через всю страну в Приморье и Приамурье началось движение эшелонов. Четыре армии, танковые, артиллерийские, авиационные части и соединения двигались на восток. С мая по 9 августа 1945 года по дальневосточным магистралям проследовало 136 тысяч вагонов с войсками, боевой техникой и снаряжением. Это был настоящий подвиг железнодорожников, подвиг логистики и организации. История военного искусства до того момента не знала подобных стратегических перебросок такого масштаба, выполненных столь успешно и точно в срок.
Каждый железнодорожник понимал важность своей работы. От их чётких и слаженных действий зависела судьба целых армий, зависел исход будущих сражений. Они работали день и ночь, не считаясь с усталостью, обеспечивая бесперебойное движение поездов. Именно благодаря их самоотверженному труду 1-й и 2-й Дальневосточные фронты получили всё необходимое для проведения Маньчжурской операции. Она завершилась безоговорочной капитуляцией Японии и окончанием Второй мировой войны.
Подвиг дальневосточных железнодорожников стал неотъемлемой частью великой Победы, залогом мира и безопасности на Дальнем Востоке. Это пример высочайшего профессионализма, патриотизма и преданности своему делу.
Фото - Государственный архив Приморского края, Дальневосточная железная дорога, Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы В Великой Отечественной войне.
Часть 1. Как "Приморский комсомолец" до Берлина дошел
Часть 2. Мария Цуканова: история невероятного мужества
Часть 3. О чем помнит пушка Канэ: подвигам артиллеристов ТОФ посвящается
Часть 4. Та самая «Молодая гвардия»: памятник Олегу Кошевому во Владивостоке
Часть 5. «Форсирую пролив», и больше ничего: как пал последний советский корабль во Второй мировой войне