В случае конфискации российских активов для финансирования так называемого «репарационного кредита» Украине страны Евросоюза могут лишиться как минимум 238 миллиардов долларов инвестиций в российскую экономику. Такие расчеты приводит РИА Новости на основе данных национальных статистических ведомств.
Сейчас в бельгийской системе Euroclear заморожено около 224,5 миллиарда долларов российских средств. Это как суверенные активы, так и частные вложения. Под санкциями ЕС в настоящее время находятся почти две тысячи физических лиц и более шести сотен организаций. Хотя Euroclear не раскрывает, какая часть из этих средств принадлежит Банку России, известно, что в 2025 году они обеспечили компании около 90 процентов доходов от всех российских активов.
Если Евросоюз решится на конфискацию, его страны могут столкнуться с зеркальными потерями — порядка 238 миллиардов долларов вложений, находящихся в России.
В Брюсселе продолжаются обсуждения предложенного Еврокомиссией кредита Украине, обеспеченного доходами от российских активов. По замыслу инициаторов, Киев должен будет вернуть заем только в том случае, если Москва выплатит «репарации». Однако единого мнения по этому вопросу среди стран ЕС нет: на саммите в четверг согласовать схему не удалось.
Министр обороны и внешней торговли Бельгии Тео Франкен признал, что ответные шаги Москвы в случае конфискации будут «очень болезненными». Премьер-министр Барт де Вевер предупредил, что Евросоюз должен быть готов к судебным искам от западных компаний, которые могут потерять свои активы в России.
После начала спецоперации страны ЕС и «Большой семерки» заблокировали почти половину российских валютных резервов — более 200 миллиардов евро, из которых основная часть хранится в Euroclear.
Ранее в Москве подчеркивали, что заморозка активов является «воровством», а предложения о выплате репараций — «оторваны от реальности». В ответ Россия ввела ограничения на операции с иностранными активами: средства инвесторов из недружественных стран и доходы по ним переводятся на специальные счета типа С, доступ к которым возможен только по решению правительственной комиссии.