«Мусорная реформа», которая должна была завершиться в России 1 января 2019 года, ещё не начиналась. Спешка с внедрением новой системы обращения с отходами спровоцировала мусорный коллапс в регионах и напомнила о по-прежнему актуальной коррупционной составляющей при проведении государственных закупок. Кто тормозит процесс и каковы основные причины неразберихи на мусорном рынке, рассказал корреспондент DEITA.RU.
Переход на новую систему обращения с отходами откладывается не в первый раз. Механизм должен был заработать ещё в начале 2017 года, к этому времени в регионах должны были быть разработаны и приняты территориальные схемы обращения с мусором, сформирована «дорожная карта» по реализации закона, выбраны операторы и установлены нормативы накопления отходов. Не все успели, сроки отодвинули на два года. Но и этого оказалось недостаточно. Единый тариф на конец 2018 года был установлен только в 35 регионах страны. С начала 2019 года ситуация не сильно улучшилась. Около 50% субъектов не успели подстроиться под новые правила: кто-то работает, но с явными недочетами, где-то до сих пор не установлены цены на вывоз и захоронение мусора.
Система несовершенная, сложная и не обкатанная. В этом уже смогли убедиться жители тех регионов, где властям удалось в ходе конкурсов определить регионального оператора. Никого не удивило, что новая система обращения с бытовыми отходами удорожила услугу на 12% и выше в зависимости от субъекта. Например, в Ивановской области по старой системе, когда оплата за вывоз мусора была включена в тариф за содержание жилья управляющих компаний, жители платили 2,5 рубля за квадратный метр, теперь вынуждены тратить на эти цели 4,6 рубля с человека.
20 февраля, во время ежегодного послания Федеральному собранию президент затронул мусорную проблему, акцентировав внимание на необходимости формирования безопасной и цивилизованной системы переработки коммунальных отходов. «Если все сведется к росту платы за вывоз мусора – это не работа, а профанация»,- заявил Владимир Путин. При этом глава государства, подчеркнул, что «люди должны видеть, за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят».
«С Нового года стали платить «по-другому», но вот беда и вывозят теперь «по-другому». То есть никак. Раньше хоть вывозили. Это что новый формат обращения с ТБО такой?» Многочисленные сообщения с похожим содержанием начали появляться в социальных сетях от жителей Ханты-Мансийского автономного округа, которые считают, что экологическая ситуация с приходом регионального оператора только ухудшилась
Переход на новую систему спровоцировал конфликты в регионе. В деятельность РО пришлось вмешиваться судам. Вопросы вызывают честность и прозрачность конкурсов по определению регоператоров. Сразу после объявления победителя, на территориальное управления ФАС обрушились жалобы от остальных участников торгов на нарушение законодательства.
В прошлом году Арбитражный суд ХМАО-Югры удовлетворил ходатайство одной из компаний, которая требовала приостановить действие соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО между Департаментом промышленности и регоператором «Югра-Экология». Несмотря на это компания продолжила принимать участие в электронных аукционах на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Более того участники рынка обвиняют компанию в коррупции. Речь идет о недвусмысленных предложениях, которые якобы поступают другим «мусорщикам», подающим заявки на участие в торгах, об оказании протекции за 15 процентов отступных от стоимости контрактов.
В ходе очередного, но не последнего, заседания, состоявшегося 24 января, Арбитражный апелляционный суд постановил провести новый конкурс. Тем не менее чиновники, которые во всей этой ситуации встали на сторону оператора, не оставляют попыток доказать, что процедура прошла в рамках закона и решили воспользоваться правом не проводить конкурс, а заключить прямое соглашение с регоператором соседней территории сроком на 1 год. Законодательство это позволяет.
Ещё одним примером проваленной «мусорной реформы» стало Приморье. Еще в 2016 году бывшее руководство региона посчитало строительство полигонов в каждом муниципальном образовании экономически и экологически невыгодным и заложило в бюджете 16 млн рублей на реализацию программы по созданию межрайонных полигонов твердых бытовых отходов. Что получилось в итоге. Весной 2018 года, Приморский край успешно выбрал регионального оператора, которым стал «Спецзавод №1». Компании предстояло проделать огромную работу, которая до этого в крае практически не велась, например, организовать сбор и утилизацию мусора в частном секторе, а также на островных и отдалённых территориях. В общем, не справился региональный оператор с таким объёмом. Предприятие лишили статуса регионального оператора по утилизации мусора. Обращение с мусором будет осуществляться по-старому, как минимум еще полгода, далее будет объявлен новый конкурс.
Примеров, когда победители не справляются с взятыми на себя обязанностями множество. Так конкурсы на регоператора несколько раз срывались в Омской области. В итоге, несмотря на жалобы местных компаний, им стал новосибирский ООО «Магнит», у которого отсутствовала лицензия на обращения с ТКО, проект санитарной зоны и экспертное заключение с классификацией мусора по степени опасности. Всё это увеличило сроки расчёта тарифа, который был утверждён сравнительно недавно. Сегодня в среднем с одной квартиры, омичи платят по 160 рублей, ранее услуги вывоза мусора обходились в 50 рублей. Из официальных источников следует, что 90% этой суммы – затраты на транспорт. При формировании тарифа минимизировать эту статью не удалось из-за катастрофической ситуации с инфраструктурой и спецтехникой в регионе. Транспортировкой занимается компания ООО «ЭКОС», между ней и региональным оператором заключен контракт на сумму более 5,7 млрд рублей.
Не платить за услуги регионального оператора, как и в ситуации с Фондом капитального ремонта многоквартирных домов, не получится. В случае если собственники в качестве посредника между ними и РО выберут управляющую компанию, неоплаченные средства за вывоз мусора спишут с общего счета. Отсутствие задолженности по оплате за вывоз мусора будет обязательным условием для получения субсидий на оплату ЖКХ и т.д.
Обратим внимание на то, что обязательным условием реализации новой «мусорной» схемы является наличие оборудованных мусорных площадок и контейнеров. Некоторые региональные операторы намекают, что собственникам и муниципалитетам, в зависимости от того, на чьей территории будет расположена площадка, придётся построить и купить их за свой счёт. Однако уже существует практика, когда прокуратура встаёт на защиту интересов налогоплательщиков и считает недопустимым дополнительное финансовое обременение местных бюджетов. В одном из районов Вологодской области прокуратура настояла на том, что закупка контейнеров – обязанность оператора. В итоге объявленные аукционы на закупку баков пришлось отменить, а заключенные контракты на закупку расторгнуть.
Если говорить о ситуации в целом, то при внедрении новой системы обращения с отходами в «отстающие» регионы столкнулись с общими, вызванными спецификой территорий, проблемами - малочисленность населения, низкий уровень доходов и т.д. Для решения большинства вопросов им нужна поддержка федерации, в частности речь идёт о строительстве межмуниципальных комплексных полигонов. Отметим, что увеличение платы за вывоз отходов в ряде регионов стало причиной роста социального напряжения, которое на фоне других «антинародных» реформ рискует стать катастрофическим. Участники рынка солидарно высказывают мнение, что в значительной степени этому способствует бездействие властей на местах.
Екатерина Брязгунова