Правительство планирует разрешить регионам оказывать друг другу финансовую помощь. «Горизонтальное кредитование» хотят вернуть с 2021 года. Притом, что недотационных регионов в России осталось всего 13. Кто и у кого будет занимать, в материале ИА DEITA.RU.
О том, что регионам придется занимать ц соседей, премьер Михаил Мишустин заявил по итогам заседания правительства в четверг, 16 апреля. Поправки уже внесены в Госдуму, и согласно им, срок займа может составлять до трех лет. Эту меру обсуждали и раньше - в первую очередь, речь шла о кредитах на строительство объектов межрегионального значения.
Правительство хочет помочь «маневрированию» регионов в развитии и повышении уровня жизни местного населения. Более продвинутый и благополучный сосед сможет помочь отстающему, повысив свой кредитный рейтинг.
Впрочем, в целом по России картина примерно идентичная - есть небольшое количество субъектов федерации, которые зарабатывают весь бюджет страны, отдают средства в казну - и оттуда финансы направляются туда, где с самообеспечением совсем худо. В первую очередь это Кавказ. Но если взглянуть на рейтинг богатых и бедных субъектов, окажется, что «жируют» совсем немногие.
Исторически в России богатые регионы - те, что имеют природные ресурсы, инфраструктуру, деловые центры. Кроме того, большое влияние имеет уровень зарплат, развитие частного бизнеса, численность населения. Ведь все это - налоги.
Как отмечает издание Bankstoday, регионов-доноров в России не так уж много, и с каждым годом их количество снижается.
В 1993 году доноров было аж 35, в 1997 - всего восемь. В 2015 их стало 14, а сейчас - 13. Всему виной череда кризисов, а также постепенное лишение доходов от НДПИ. Его формула расчета изменилась, прибыль ресурсных субъектов падает. Список из тринадцати «богачей» выглядит следующим образом.
Всю Россию кормят Ямало-ненецкий автономный округ, ХМАО, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Свердловская область, Самарская, Татарстан, Сахалин, Тюменская область, Калужская область и Ненецкий АО.
Это либо регионы, в которых добывается нефть, газ и другие полезные ископаемые, на которых по-прежнему зиждется все финансовое благополучие страны, а также финансовые центры. В основном - Москва, и в меньшей степени - Петербург, Казань и другие крупные города.
По данным Bankstoday - Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО обеспечивают 60 процентов федерального бюджета.
Примечательно, что налоговая статистика говорит о сильнейшей разнице в доле доноров по налоговым отчислениям. Если в Москве остаются до 65 процентов налоговых поступлений, то в ЯНАО и ХМАО - меньше 15 процентов. На первый взгляд, это кажется нечестным. Но ничего подобного: ресурсные регионы генерируют НДПИ, который по закону идет в федеральный бюджет. Читай - в Москву.
Согласно статистике, самая длинная «протянутая рука» - у Дагестана, Чечни, Якутии, Алтая, Бурятии, Камчатки, Крыма и Ставрополья. В прошлом году ближе к ним стали Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области.
Что же делать в такой ситуации? Несмотря на разрешение взять взаймы у «брата» с 2021 года, проблема крайнего «нахлебничества» 80 процентов российских регионов не решится.
Ну никак не найдут 13 регионов деньги на помощь всем остальным. Так, из дальневосточных субъектов не дотационный только один - Сахалин. Но и там проблем хватает, а уровень жизни людей оставляет желать лучшего. Поэтому вряд ли остров сможет помочь остальным. В этой ситуации в кругах экономистов все яснее звучат речи о банкротстве отдельных субъектов. Фактически его, конечно, не случится - спасет федеральный бюджет, но деньги дадут только на то, на что скажет Москва.
Эксперты издания уверены, что межбюджетные отношения в стране необходимо менять. Ключевой принцип бюджетного федерализма не исполняется, большинство живет на дотациях, и это их вполне устраивает.