10 сентября 2025, 00:00: «Антисимвол» на трибуне: Захарова назвала назначение Бербок главой Генассамблеи ООН позором 9 сентября 2025, 23:00: Вентиляторы, форма и калькуляторы: Рособрнадзор собрал около 200 предложений по изменению ЕГЭ Курсы валют от ЦБ на 10.09.2025: 1 Доллар США = 83.24 руб. 1 Евро = 98.03 руб. 1 Юань = 11.69 руб. 100 Иен = 56.5 руб. 9 сентября 2025, 22:00: «Без России не получится»: Венгрия подпишет долгосрочный контракт на поставку газа с Запада 9 сентября 2025, 21:00: Льготы или деньги: россиянам дали время определиться с мерами поддержки до конца сентября 9 сентября 2025, 20:30: Передача показаний счётчиков ЖКУ может обернуться потерей денег Курсы валют от ЦБ на 10.09.2025: 1 Доллар США = 83.24 руб. 1 Евро = 98.03 руб. 1 Юань = 11.69 руб. 100 Иен = 56.5 руб. 9 сентября 2025, 20:00: Бюджет 2026: Силуанов рассказал о ключевой ставке, бюджете и продаже Домодедово 9 сентября 2025, 19:45: Новое ограничение для владельцев собак могут ввести в России 9 сентября 2025, 19:30: Банки стали закрывать счета с большой задержкой: в чём дело Курсы валют от ЦБ на 10.09.2025: 1 Доллар США = 83.24 руб. 1 Евро = 98.03 руб. 1 Юань = 11.69 руб. 100 Иен = 56.5 руб. 9 сентября 2025, 18:50: Больше денег на прихорашивание стали тратить россияне 9 сентября 2025, 18:45: По двум уголовным статьям будут судить жительницу Приморья за издевательства над сыном

Людмила Кац: «Мечты сбываются»

26 августа 2020, 13:35

В Приморской государственной картинной галерее есть собственное культурно-просветительское ежемесячное издание – газета «Картинная галерея». Редактор газеты - Людмила Михайловна Кац, старший научный сотрудник научного отдела. В этом году за добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, достижение высоких результатов в просветительской, научной, издательской деятельности, активную работу и образцовое исполнение своих обязанностей, а также за значительный вклад в работу коллектива Людмила Михайловна Кац была награждена наградным знаком «Приморская государственная картинная галерея». ИА DEITA.RU Людмила Михайловна рассказала о газете и издательской деятельности галереи, о своём пути в журналистику, в музейную работу, о молодых художниках и о том, почему её огорчает феминизация в изобразительном искусстве.

– Когда появилась газета «Картинная галерея» и что стало этому причиной?

– Первый номер газеты вышел в декабре 2004 года. Причина? Мне захотелось отражать деятельность галереи в каком-то печатном органе.

– Какие они были, первые номера газеты?

– Первый номер был всего на две странички, но уже к следующему номеру мы поняли, что этого пространства не хватает, и стали делать газету на четырёх полосах. Первые номера были чёрно-белыми. Года через два мы решили, что говорить об искусстве и репродуцировать художественные работы без цвета нельзя, и пошли на такой шаг – пусть платить за цветную печать намного дороже, но стали работать в цвете. В первых номерах, что называется, нащупывали свои темы и рубрики, самое главное для нас было – отразить жизнь галереи. Однако хотелось не только информировать о том, что происходит сейчас, но и показывать читателям богатство художественного фонда, останавливаться на историях отдельных произведений и авторов.

– Кто пишет для газеты?

– Научные сотрудники, руководители отделов, руководство, ну и, естественно, я.

– Людмила Михайловна, Вы 15 лет делаете газету, что побудило взяться за это дело?

– Дело в том, что вся моя предыдущая жизнь, до картинной галереи, была связана с журналистикой, я 30 лет проработала в газете. По образованию я филолог, училась я в нашем университете в те добрые годы, когда была очень крепкая лингвистическая школа, очень сильные преподаватели. А когда мы переехали жить в Советскую Гавань, туда направили мужа, то мне не оставалось ничего другого, как пойти в газету. Это была городская газета «Советская звезда», тогда она выходила пять раз в неделю, а сейчас - толстушка.

– Кем Вы работали?

- Мои университеты начинались с очень робких шагов – начинала корректором. Очень быстро меня оттуда выудили, поскольку я так редактировала заметки, что от них «мокрого места» не оставалось. И мне сказали: нечего тебе там делать, иди в корреспонденты.

– Не оставляли «мокрого места» от заметок, что это значит?

– Это в том смысле, что в газете тогда было мало профессиональных журналистов. В основном с бору по сосенке, вот – как я. И стиль был у некоторых ужасный, и композиция, всё это мне не нравилось, материалы перерабатывала так, что тексты становились почти что моими. И меня быстро перевели в корреспонденты. Работала в отделе культуры и писем. У нас был очень хороший театр, там тогда базировалось мощное подразделение Тихоокеанского флота, и театр ТОФа, который сейчас во Владивостоке, работал в Советской Гавани, в посёлке Заветы Ильича Западной бухты. У нас была большая и яркая культурная жизнь. Тогда строился БАМ, и многого стоили бамовские десанты с артистами, поэтами и певцами звёздной величины. Приезжали на гастроли знаменитости – композиторы, работники эстрады. Ну, и городская культура, её успехи и проблемы. Так что писать было о чём.

Потом получила большой опыт режиссуры газеты, работая ответственным секретарём. В то время, когда ещё не было «цифры», не было компьютеров, это была очень тяжёлая работа. Кроме того, что на ответственного секретаря ложилась и редактура, и газетная политика, так ещё надо было и технически высчитывать строчки, чтобы на странице не было «хвостов» и «дыр». Было много механической, рутинной работы. Когда сейчас начинаю верстать газету, то думаю о компьютере: «Какой же ты умница, как с тобой хорошо».

Работа в ежедневной газете – всегда гонка, раньше девяти вечера из редакции я не уходила, порой и до одиннадцати задерживалась, хотя работали мы с восьми утра. И у меня была мечта: «Вот бы газету раз в неделю выпускать – сделала бы её всю одна». Мечты сбываются, теперь сама делаю всю газету раз в месяц.

У меня за всё это время получилось тройное образование: моя словесность, моя журналистика, а сейчас уже, в какой-то степени, моё искусствоведение, потому что без знания искусствоведческих дисциплин и каких-то специфических моментов невозможно было бы сделать газету. И благодаря серьёзному научному окружению в галерее, её опытным сотрудникам, моё самообразование продолжается.

– Людмила Михайловна, из чего ещё состоит Ваша работа в картинной галерее?

– Кроме газеты, занимаюсь, пусть не очень глубоко, научно-исследовательской, научно-методической работой. Но, основное, конечно, редакторство. Галерея ведёт серьёзную издательскую деятельность. Буквально к каждой выставке издаётся каталог, а к некоторым и каталог-альбом. Наш директор Алёна Алексеевна Даценко – очень активный человек, она все свои командировки использует для знакомства с новыми людьми, налаживания контактов с музейщиками, коллекционерами, выходит на пространства Интернета, и результатом этого становятся новые поступления в художественный фонд, из этого выходит много новых проектов. Не раз делились своими экспонатами для временных выставок Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, республиканские музеи, соседи по региону. Среди самых ярких арт-акций – большие показы произведений Карла Брюллова и его учеников из Русского музея, Ивана Айвазовского из нескольких музеев, уникальная выставка одной картины Сандро Боттичелли из знаменитых итальянских галерей Уфицци. Последняя - при спонсорской поддержке. Безусловно, без меценатства, без поддержки администрации края невозможны такие затратные акции. А их было немало, можно было бы назвать много других замечательных выставок. В этом году уже в пятый раз картинная галерея принимает Дни Эрмитажа во Владивостоке, с непременным мастер-классом по реставрации для музейщиков всего Дальневосточного округа. Особенно к таким масштабным проектам выпускаются серьёзные альбомы-каталоги. Сейчас работаем над подробной каталогизацией коллекции приморских художников. Я тоже задействована.

– Есть ли у Вас газетные материалы, которые особенно дороги?

– Дороги те работы, над которыми пришлось много думать, размышлять. Например, обзорный материал, написанный по XII зональной выставке «Дальний Восток», прошедшей в Петропавловске-Камчатском. Не присутствуя на выставке, а по альбому, по репродукциям, сделать анализ экспозиции, творчества отдельных художников, тут, конечно, пришлось поработать. О других музеях, о галерейщиках люблю писать.

– А что в работе над газетой для Вас самое любимое?

- Режиссура газетная – как выстроить газету, как её подать, проиллюстрировать, как совместить все материалы, это, пожалуй, самое для меня интересное.

– А в журналистской работе?

– Молодые художники. Мне очень нравится писать о них. Сейчас для меня великолепное открытие – молодая художница Светлана Фирюлина. Она очень интересна своеобразным художественным языком, вызывает уважение большим трудолюбием. И ещё мне нравится интервьюировать художников.

– С кем из художников Вам было особо интересно говорить?

– Это не художник, а первый профессиональный дальневосточный искусствовед - Виталий Ильич Кандыба. Беседа с ним в самом начале моей работы дала очень много для саморазвития, он буквально влюбил меня в приморское изобразительное искусство. С Владленом Александровичем Камовским интересно разговаривать. Он очень любит Владивосток, а ещё он очень хорошо знал художников, которых я уже не застала живыми. Очень интересными были встречи с известным приморским художником Юлием Семёновичем Рачёвым, многое дал диалог со Степаном Фёдоровичем Арефиным. Остались газетные материалы и после других бесед с большими художниками.

– Вы сказали, что Вам интересны молодые художники, что особенно интересно в них?

– Интересно то, как развивается процесс изобразительного искусства в крае. И мастерство, смогут ли поддержать авторитет нашей приморской школы те художники, которые выходят сейчас из института. Интересны их поиски, стремления. Интересно, достойны ли они в будущем тех, на плечах которых они, в общем-то, и стоят.

– Можете поделиться своими наблюдениями?

– Будущее есть, но есть и грустное у меня ощущение от того, что в институт сейчас в основном пошли женщины. И это немножко огорчает: всё-таки женский взгляд на жизнь и мужской различны. Художник в основном – это мировосприятие. То, как он понимает мир, как он его видит и что он хочет сказать об этом мире. А нынешняя феминизация в изобразительном искусстве сужает мировоззренческий аспект, эстетические подходы. Хорошо, когда много разного.

– У Вас есть мечта?

– Если говорить о житейском, то это путешествия. Мой самый любимый музей – Прадо в Мадриде, я была там несколько раз. Бывала и в других знаменитых европейских музеях, но, конечно, осталось много не посещённых. Вот в них бы и побывать, если говорить о мечте.

Фото предоставлено Приморской картинной галереей

Автор: Беседовала Ирина Павленко