DEITA.RU
DEITA.RU

Пять проблем, которые решает искусственный интеллект

2 ноября 2020, 14:45
Общество
Наука и техника
Технологии

Пять проблем, которые решает искусственный интеллект
Автор фото: Pexels

С технологиями искусственного интеллекта мы встречаемся каждый день: голосовые помощники и распознавание лиц и фотографий в смартфоне, автозамены в тексте и «умная» лента в соцсетях. Искусственный интеллект

находит применение в разных областях: от автоматизации и цифровой трансформации крупных производств до использования инновационных технологий в природоохранной сфере. Какие проблемы в быту и на производстве помогают решить нейросети, ИА DEITA.RU разбирается вместе с экспертом МТС.  

Стоит на страже спасения леопардов 

Дальневосточный леопард – настоящая гордость Приморского края. Пятнистых красавцев, занесенных в Международную Красную книгу, насчитывается всего около ста особей, и практически все они живут на территории национального парка «Земля леопарда». Кроме леопардов, на охраняемой природной территории обитают тигры, косули и другие редкие животные.      

Компания МТС и ученые ФБГУ «Земля леопарда» создали специальное программное обеспечение для автоматического распознавания животных на фотографиях с камер, установленных на территории национального парка. Решение, разработанное экспертами Центра искусственного интеллекта МТС на основе технологий компьютерного зрения, поможет в сохранении и изучении краснокнижных кошек – леопардов и тигров. Система распознает и классифицирует животных по фотографиям, собранным на территории заповедника и национального парка с помощью сети фотоловушек, – более 400 автоматических лесных камер.

«Анализируя снимки, можно отслеживать перемещение животных и рост численности популяции. В настоящее время ученые вручную сортируют снимки, ежегодный объём которых составляет от 700 тысяч до 950 тысяч изображений. Система позволит автоматически классифицировать фотографии, фиксируя вид животного на фото, дату, время и координаты, а в перспективе – тип активности животного, пол и количество особей. Внедрение разработки избавит ученых от рутинной работы и сэкономит массу времени, позволит сосредоточиться на анализе информации», – рассказала директор МТС в Приморском крае Евгения Сысоева.

Контролирует качество на производстве

Даже в крупных корпорациях иногда не хватает человеческих ресурсов для тщательного контроля качества на производстве. Искусственный интеллект помогает решить эту проблему. Так, компания BOSCH почти вдвое увеличила скорость оценки качества своей продукции за счёт искусственного интеллекта.

Компания сэкономила 1,3 миллиона долларов и на 45% сократила время, необходимое для проведения испытаний. Это произошло за счёт внедрения системы оптического контроля на одном из своих заводов. В автоматических оптических устройствах используются специальные камеры, которые тестируют продукцию на наличие необходимых компонентов и отсутствие критичных дефектов (нарушение формы, размеров и другие). Технологичное решение позволило производителю повысить качество контроля, сократить штат сотрудников, которые занимались ручным визуальным осмотром, а также организовать сортировку по типам дефектов. В BOSCH намерены к 2025 году использовать искусственный интеллект при производстве всех продуктов.

Помогает снизить количество ДТП 

Три года назад уровень смертности на дорогах Дубая составлял 338 человек на 10 000 000 участников дорожного движения. Двумя годами ранее их было на четверть больше, а в 2021 году печальная статистика должна улучшиться как минимум вдвое. Отчасти это стало возможным благодаря умным системам, которые анализируют поведение водителей в режиме реального времени. Камеры видеонаблюдения и передовые методы машинного обучения автоматически обнаруживают нарушения: проезд на красный, обгон в неположенном месте, несоблюдение безопасного расстояния между автомобилями или частая смена полос. Анализируя стиль вождения, система реально оценивает дорожную ситуацию и выдаёт водителю рекомендации, которые сделают его перемещение более безопасным для него, пешеходов и других участников дорожного движения.

Прогнозирует покупательский спрос

Компании, производящие скоропортящиеся продукты питания, очень заинтересованы в том, чтобы в любой момент иметь точный прогноз покупательского спроса. Иначе тонны никому ненужной продукции придется утилизировать, и предприятие понесет огромные убытки. Искусственный интеллект помогает решить и эту задачу. Например, во французской компании Danone используют машинное обучение, которое учитывает результаты маркетинговых мероприятий и цепочки поставок для составления чёткого представления о том, сколько и какой продукции необходимо произвести в конкретное время. Благодаря интеллектуальным инструментам в Danone оптимизировали планирование запасов и сократили количество ошибок в прогнозах на 20% по сравнению с ручными методами расчётов.

Внедряя технологии искусственного интеллекта и анализируя для этого огромное количество информации, необходимо позаботиться о её безопасном хранении. Например, облачный сервис #CloudМТС не только вмещает нужные данные, но также защищает их от хакеров, вирусов и держит резервную копию на случай ЧП.

Помогает избежать убытков

Огромные убытки из-за нерадивых подрядчиков и контрагентов — боль многих компаний. Даже если в договоре прописаны штрафные санкции, далеко не все заказчики взимают эти суммы. Зачастую нужен целый штат специалистов, которые будут отслеживать нарушения и писать претензии. Такую роскошь могут позволить даже не все крупные корпорации, что уж говорить о региональных компаниях. Хорошим решением для компаний с активным документооборотом может стать «виртуальный юрист» — продукт с искусственным интеллектом в области legal tech.  Внедрение такого решения позволяет автоматизировать процессы закупок, создания документов, составления претензий и ведения электронного документооборота. На рынке уже есть такие предложения, например, Norma — собственная разработка МТС.

«С 2018 года Norma работает в компании МТС — обрабатывает входящие документы, формирует соглашения, претензии и иски, контролирует все этапы исполнения пунктов договоров. Если система сомневается в правильном понимании информации, она подключает человека. На текущий момент Norma распознает 90 процентов документов», — отметила директор МТС в Приморском крае Евгения Сысоева.

Искусственный интеллект в сочетании с другими прогрессивными технологиями — Интернет вещей, 5G или квантовые вычисления, превращает в реальность то, что когда-то было невозможно даже представить. Подобно тому, как робототехника преобразила производство, автоматизация берет на себя многие из повседневных задач, которые выполняются офисным персоналом. И хоть скептики утверждают, что развитие искусственного интеллекта приведет к сокращению рабочих мест, эксперты в области цифровых инноваций с ними не согласны. В качестве основных преимуществ применения искусственного интеллекта 58% опрошенных российских экспертов назвали оптимизацию бизнес-процессов, чуть меньше — 49% — выделили разработку новых продуктов и услуг, а 41% — увеличения производительности труда. Постепенное внедрение искусственного интеллекта в конечном итоге упрочит положение сотрудников, которые при взаимодействии с искусственным интеллектом раскроют свой потенциал. Роботам же можно и нужно делегировать рутинные задачи, тем самым, высвободив людей для более квалифицированной, творческой и ответственной работы. 

Популярное
Тест
Авторская колонка
Выбор редакции
Последние новости