DEITA.RU
DEITA.RU

Как можно говорить о холокосте, о взрослении, границах жизни и смерти — рецензия

Культура
Приморье

Как можно говорить о холокосте, о взрослении, границах жизни и смерти — рецензия

Спектакль «Анна Франк» на сцене Театра Молодёжи во Владивостоке поставил режиссёр Виталий Дьяченко. Пьесу написала драматург Ася Волошина на основе реальных событий. «История взросления в одном действии», – подзаголовок, начертанный на афише спектакля. Премьера состоялась 12 сентября 2020 года, сообщает ИА DEITA.RU.

Как говорить о холокосте, особенно с молодым поколением? С теми, для кого война и её ужасы оторваны во времени, с теми, чья жизнь течёт совсем в ином – мирном русле? С подростками, большинство из которых о значении слова «холокост» даже не знают. Задача не проста. Но Виталий Дьяченко с ней справился. Подтверждение этому в том, что не только взрослые, но и подростки, в том числе и те, кому ещё нет и 13 лет, два часа в полной тишине (спектакль идёт без антракта) держат внимание прикованным к происходящему на сцене. Такое случается, когда душа отзывается на увиденное, когда смотрящий находит ответы на свои собственные вопросы, или важные вопросы впервые, вдруг, появляются в уме. То есть тогда, когда увиденное задело за живое, а, возможно, тогда, когда что-то важное, на что человек не смотрел, потому что тема не попадала в поле его восприятия, или потому что слишком тяжело и страшно было смотреть на это, ожило и обрело форму осязаемую, с которой человек вошел в контакт и теперь может расширить своё восприятие мира и жизни.
 
Действо спектакля захватывает с первого момента. Всё начинается с монолога Анны, в котором она, обращаясь в зрительный зал, рассказывает о себе. О счастливой жизни успешной писательницы, жены и матери, о том, что ей 27 лет… и… этого всего нет. Её НЕТ. Жизнь Анны Франк оборвалась в концлагере. Ей было 15 лет.
 
Люди, в большинстве своём, предпочитают не думать о смерти. Как-то не принято рассуждать об этом в нашей культуре. Но у всех, в какой-то момент детства, эта мысль проявляется, охватывая в невозможности вместить её в собственном сознании: «Я умру?», «Моя мама», «Мой папа». «Война и холокост – это частный случай смерти», – сказал Виталия Дьяченко о раскрываемой теме. Он говорит, что ставил спектакль не о войне и холокосте как таковых, а о взрослении. Взрослении в конкретно заданных условиях. Для Анны Франк и миллионов людей, попавших в мясорубку Второй мировой, этим условием стала война и обусловленные ею события их личной жизни.
 
Анна Франк – еврейская девочка, оставившая миру документ, обличающий фашизм – свой дневник. Она родилась 12 июня 1929 года в Германии. После прихода к власти фашистов её семья переехала в Нидерланды. Во время оккупации вместе с несколькими друзьями они два года скрывались в замкнутом пространстве тайного убежища, организованном отцом Анны в одном из зданий Амстердама. Эти два года Анна вела дневник, который в 1947 году её отец смог опубликовать. Отто Франк, отец Анны, единственный из обитателей убежища выжил в концлагере. На время начала вынужденного затворничества Анне только исполнилось 13 лет.
 
В спектакле, несмотря на сложность темы, нет нагнетания страха, а вот юмор, смех и даже комичность есть. Актёры рассказывают историю, в которой очень разные люди вынуждены вместе жить в замкнутом пространстве. И здесь, через бытовые мелочи, взаимоотношения, проявляются характеры и особенности каждого, возникают мелкие ссоры и конфликты, как будто бы и не стоит за порогом их укрытия смерть. 
 
Сцен тяжёлых, как таковых, в спектакле, нет. Режиссёр оставляет это за пределом, передовая присутствие тяжёлого, в основном, через документальные кадры фото и кино-хроники той поры – холокоста, периодически вплетая их в канву повествования. Кино и фото-хроника, в том числе, сопровождают рассказ о скором будущем каждого из героев. Через этот приём как будто совмещаются две временные реальности: настоящее обитателей убежища, с их мечтами, надеждами, первой влюблённостью, мелкими ссорами и обидами, и параллельно передаётся зрителям знание о том, что произойдёт с каждым участником этой истории в недалёком будущем – где они окажутся узниками концлагеря и погибнут. Через это совмещение времён создаётся очень сильный эффект: зритель почти осязаемо может прочувствовать и осознать, что жизнь имеет границы.
 
В сюжет введён особый персонаж, он не имеет имени: просто человек. Человек является связным между рассказываемой историей и зрителями в настоящем – он знает то, о чём ещё не догадываются обитатели убежища, и помогает зрителям своими комментариями и ремарками охватить происходящее. 
 
На сцене минимум декорации и много символизма, нет спецэффектов, нет музыкального сопровождения – «Анна Франк» – спектакль тишины. О великолепной игре актёров можно и нужно говорить особо. Режиссёру удалось создать некое поле, в котором проявляется актёрская игра, которую, пожалуй, можно сравнить с образцами актёрской игры сильнейших, ещё советских театров.

Стоит отметить тот факт, что этот спектакль появился на сцене Приморского театра молодёжи благодаря Международному Тихоокеанскому фестивалю «Метадрама», организованному театром в 2018 году. Год назад на фестивале, в рамках режиссёрских лабораторий, режиссёр из Санкт-Петербурга Виталий Дьяченко поставил эскиз по пьесе молодого, но уже известного драматурга Аси Волошиной. Именно тогда, в театре было принято решение поставить спектакль на большой сцене. И сейчас можно признать – постановка «Анна Франк» несомненная удача команды Приморского театра молодёжи, и один из лучших спектаклей театрального Владивостока.

Роли и исполнители: Человек – Николай Тирищук; Анна Франк – Олеся Белоконь; Эдит Франк – Елена Варивода; Отто Франк – Олег Демчук; Марго Франк – Евгения Серебрянская, Дарья Мухортова; Герман Ван Даан – Дмитрий Штанько, Александр Стрелков; Августа Ван Даан – Мария Зизенкова-Наумова, Алёна Устюжина; Петер Ван Даан – Денис Лашко; Альфред Дюссель – Заслуженный артист РФ Александр Волосянко, Вадим Замараев.

Рецензент Ирина Павленко. Культурный обозреватель.

Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освещает культурные мероприятия дальневосточного региона. Публикации размещаются на сайте информационного агентства DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал» и  «Русский мир».

Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.

Популярное
Тест
Авторская колонка
Выбор редакции
Последние новости