DEITA.RU
DEITA.RU

Расставание, ожидание, возвращение, встреча – рецензия на выставку «Тихоокеанское время»

Культура
Приморье

Расставание, ожидание, возвращение, встреча – рецензия на выставку «Тихоокеанское время»

Владивосток связан с морем по своему изначальному предназначению – быть вратами России на Тихом океане. Отсюда, из бухты Золотой рог, моряки, во все времена существования города, уходили в ближние и дальние рейсы, бороздили моря и океаны – перевозили грузы, ловили рыбу, а семьи ждали их на берегу, и все жили в ритме: расставание, ожидание, возвращение, встреча.

На этом ритмическом смысле построена экспозиция выставки «Тихоокеанское время» – «Открытые морские залы», действующая в «Музее города» – филиале Дальневосточного музея истории Дальнего Востока имени Владимира Клавдиевича Арсеньева, сообщает ИА DEITA.RU.

Выставка «Тихоокеанское время» охватывает исторический период 30-х – 80-х годов прошлого века – советский период нашей страны. Она о жизни семей –горожан морского города.

Выставочное пространство разделено на смысловые 4 части: расставание, ожидание, возвращение, встреча. Из этих четырёх понятий складывались порой судьбы длинною в жизнь. Всё повторялось из раза в раз, от рейса к рейсу: люди проживали расставание, будучи ещё вместе на берегу; потом переживали период ожидания, находясь порознь, разделённые морем; затем наступал период возвращения, когда путь к дому сближал берега; и наконец, цикл завершается встречей, объединявшей семьи вновь – на берегу, дома.

Повествование в пространстве «Тихоокеанского времени» идёт через погружение зрителя в ощущение времени. Достигается это через предметы: звуки, тексты – печатные, вынесенные в оформление и рассказанные голосами; световые решения; фото и видеокадры; через зонирование пространства, делающее выставочное поле нелинейным.

Экспозиция начинается с предметов. Вот ветви кораллов и огромные морские раковины – экзотика южных морей, эти предметы были, пожалуй, в доме каждого моряка дальнего плавания. Кукла, привезённая из Порт-Артура в 1945 году (так гласит надпись). Фигурки африканских идолов. Бутылка из домашнего музея капитана Николая Колотова (во время арктического рейса 1930-31 годов судно было затерто во льдах, и капитан Котлотов в течение нескольких арктических месяцев, занимая свободное время, делал сувениры в бутылках из-под шампанского, которое было взято на борт при отходе). Предметы и сопровождающие их краткие текстовые истории внимательному зрителю могут поведать многое. Здесь можно рассматривать вещи и узнавать: «О! У нас дома была такая же большая морская раковина! И коралл, его отец сам достал из моря где-то около Австралии…». И вот уже чувства переносят смотрящего в детство – в квартиру родителей, бабушек, дедушек – эффект присутствия достигается. Здесь, в пространстве «Тихоокеанского времени», у многих владивостокцев, особенно старшего и среднего возраста, открываются воспоминания, всплывающие из глубин памяти – из юности и детства, потому что то, что представлено на выставке, – это и из их жизни тоже.

Наша страна в те времена была закрыта для внешнего мира, немногие советские люди могли побывать в иных странах – за границей. Во Владивостоке же большое количество моряков работало на судах загранплавания. Они на долгие месяцы уходили в дальние рейсы к берегам Америки и Австралии, Африки и Индии. Оттуда домой привозили экзотические сувениры, отрезы тканей в подарок женам и дочерям, предметы быта, одежду, которой в стране было не достать, к примеру – те же джинсы – мечта и роскошь для многих. Эти бытовые, утилитарные предметы рассредоточены по залу – для нас они являются символами времени, неким спусковым триггером, запускающим воспоминания.

Одним их интересных и сильных решений является включение в выставку живых человеческих голосов. Притом как идея сама по себе, как и способ её воплощения: посреди зала с потолка в ряд свисают наушники, каждый присутствующий в зале может надеть их и услышать голоса: «Слушайте нас моряки, рыбаки, все дальневосточники, говорит радиостанция «Тихий океан…» – эти позывные знал каждый житель Дальнего Востока; из соседних наушников льётся песня группы ABBA – кумиров 70-х - 80-х; идёшь дальше – и слушаешь истории, рассказанные обычными приморскими моряками… И это всё – символы эпохи, выраженные в звучании.

Отдельно стоит сказать о текстах. Все тексты, сопровождающие выставку, заслуживают вдумчивого зрительского внимания – в этих кратких фразах создателям удалось запаковать суть переживаемого людьми в чувствах, сообразно периодам, которые эти тексты сопровождают: «Расставание буднично. Близкие люди всё ещё вместе, но мир уже разделился на море и сушу, на тех, кто уходит и тех, кто остаётся», – нанесённый на стену выставочного зала, этот текст предваряет экспозицию и является её частью. «Ожидание не предполагает конкретного действия, но полностью заполняет жизнь людей. Теперь любое действие – это «ждать». Пространство растягивается, а время замедляется. Стрелки часов не могут рассказать про время, потому что теперь время – это «очень долго», а пространство – очень далеко».

Выставку «Тихоокеанское время» для Владивостока можно считать знаковой, в том смысле, что в ней поднята очень важная для города тема. О деятельности людей, профессионально посвятивших себя морским будням, говорилось всегда немало, о семьях - намного меньше и вскользь. Эта несправедливость здесь устранена.

Фото - Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Рецензент Ирина Павленко. Культурный обозреватель.

Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освещает культурные мероприятия дальневосточного региона. Публикации размещаются на сайте информационного агентства DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал» и  «Русский мир».

Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.

Популярное
Тест
Авторская колонка
Выбор редакции
Последние новости