США решили оставить Россию без стратегических партнеров

13 апреля 2021, 11:05
В Мире Политика Страны АТР

США решили оставить Россию без стратегических партнеров
Автор фото: Pixabay

Новый хозяин Белого Дома – Джо Байден, похоже, окончательно решил вбить клин в стратегическое партнерство Москвы, Дели и Пекина. К таким выводам можно прийти после прочтения материала американской The Standard, сообщает ИА DEITA.RU.

По мнению опрошенных изданием экспертов, Администрация президента США демонстрирует явное намерение заручиться поддержкой Индии, в которой видит своего основного партнера в сдерживании возрастающих амбиций КНР в зоне Индийского океана. Что, в общем-то, не является чем-то новым – соперничество за Индию между Москвой и Вашингтоном в рамках диалога Россия-Индия-Китай (РИК) и американского «алмаза демократии» ведется уже без малого 20 лет.

И в этот раз новый министр обороны США Ллойд Остин встретился с Министром обороны Индии Раджнатом Сингхом уже в рамках своей первой заграничной командировки. В ходе встречи стороны обсудили сотрудничество по вопросам обороны и безопасности. Остин также посетил Японию и Южную Корею - главных военно-политических союзников Вашингтона в азиатском регионе.

“Немаловажным является тот факт, что в ходе своего первого визита в Азию Министр обороны США посетил не только Японию и Южную Корею, но и Индию”, - прокомментировал в интервью CNBC Дхрува Джайшанкар, исполнительный директор исследовательского центра Observer Research Foundation America. 

Джайшанкар также отметил важность активного участия администрации Байдена в так называемой “Четырехсторонней инициативе” - стратегическом союзе по безопасности между США, Индией, Австралией и Японией.

Остин заявил, что “на фоне быстроменяющейся динамики международных отношений последних лет для США Индия представляется все более значимым партнером”, добавив, что двусторонние отношения между США и Индией являются “оплотом свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона”. 

Стоит отметить, что термин «Индо-Тихоокеанский регион» является для современной Индии одним из краеугольных камней ее геополитического курса. Нью-Дели позиционирует себя как индо-тихоокеанская сила. Отсюда и желание в руководстве республики поддерживать тесные связи с США и их союзниками из числа морских держав - Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией, Австралией и др. 

В то же время, пока полноценным этот союз назвать нельзя.

“На данном этапе США и Индия не являются полноценными союзниками, однако они уже проводят регулярные совместные военные учения на суше, на воде и в воздухе”, - отметил Джайшанкар. Яркий пример такого взаимодействия - так называемые “Малабарские игры” - трехсторонние военно-морские учения с участием США, Индии и Японии. 

Однако в настоящее время растет и интерес к акватории Индийского океана и со стороны Пекина, стремящегося обеспечить безопасность своего углеводородного импорта из зоны Персидского канала, логистических и экономических проектов в Африке.  

Присутствие Китая в зоне Индийского океана

Экспертное сообщество сходится во мнении, что за последние тридцать лет роль Пекина в экономике и политике стран зоны Индийского океана заметно возросла, особенно после 2008 года. В вышедшем в июне 2020 года докладе Брукингского института говорилось о том, что растущая численность китайского флота в регионе, а также “дипломатия долговой ловушки”, которой Пекин может воспользоваться для достижения военных преимуществ, вызывают беспокойство американских и индийских политических стратегов.

В 2017 году Китай создал свою первую зарубежную военную базу на территории Джибути в районе Африканского Рога, а также активно вкладывался в развитие, управление и приобретение стратегически важно расположенных портов в соседних с Индией странах, в том числе в Пакистане, Шри-Ланке и Мьянме.

“Присутствие Китая в регионе Индийского океана определенно растет”, отметил Арун Сингх, бывший посол Индии с США. В комментарии CNBC он отметил, что “Индия вынуждена принимать меры по защите своих интересов и безопасности. Она делает это посредством наращивания собственного военно-морского флота и укрепления дружественных связей с другими странами”.

Кроме того, по словам Дхрува Джайшанкара, за последние несколько лет индийский военно-морской флот стал чаще патрулировать свои территории. В то же время правительство страны стало занимать более активную позицию в участии своих вооруженных сил в разрешении гуманитарных кризисов и ликвидации последствий стихийных бедствий в зоне Индийского океана.

На этом фоне, сближение между Нью-Дели и Вашингтоном кажется естественным и неизбежным, считает Джайшанкар. По мнению эксперта, несмотря на то, что американское присутствие в зоне Индийского океана не так ощутимо по сравнению с его присутствием в Тихоокеанском регионе -- тем не менее, США имеет военные базы на Ближнем востоке, в Джибути, а также на острове Диего Гарсиа, являющемся частью Британской территории в Индийском океане. 

По замечанию Джайшанкара, в последние годы американо-индийские отношения развиваются “резкими семимильными шагами”, не в последнюю очередь благодаря их общей обеспокоенности действиями Китая.

“США видит в Индии очень важного партнера в том, что касается Китая. Думаю, что это и будет определяющей характеристикой отношений двух стран в обозримом будущем”.

При Трампе США подписали соглашение, дающее Нью-Дели доступ к информации с американских спутников, необходимой в том числе, для ориентировки ракет. Это соглашение было последним из пакета из четырех основных соглашений по обороне, которые США обычно подписывает с близкими союзниками для осуществления обмена секретной информацией.

США также постепенно становится ключевым поставщиком военного оборудования в Индию, уступая лишь России. По сообщениям авторитетных источников, на фоне напряженных отношений с КНР и с Пакистаном Индия планирует закупить у США 30 ударных беспилотных летательных аппаратов.  

Однако роль России в нивелировании индокитайских противоречий и сохранении баланса сил в регионе продолжает оставаться весьма значительной. Москва склонна полагать, что требовать от Индии отказа от многовекторной внешней политики невозможно, однако сохранение системы трехстороннего диалога в рамках РИК является судьбоносным не только для Евразии, но и для всей архитектуры международных отношений в целом. 

США также понимают, что сближению Нью-Дели и Вашингтона могут помешать именно индийско-российские отношения. По сообщениям Рейтер, Индия готовится закупить у России зенитную ракетную систему С-400, что, в соответствии с американским законом от 2017 года, направленным на сдерживание стран от покупки российского вооружения, может привести к санкциям со стороны США. Администрация Белого дома уже заявила, что Индии не стоит рассчитывать на послабления со стороны США, если закупка С-400 состоится. Вот такое вот получается сотрудничество. Выберет ли и в данном случае Нью-Дели принцип сохранения «многовекторности» - вопрос открытый, однако есть веские основания полагать, что и Соединенные Штаты ограничат свое недовольство исключительно воинственной риторикой, тяжело будет новому президенту объяснить, с чего это вдруг они сворачивают сотрудничество со страной, которой ранее дали доступ к американской системе получения разведывательной информации. 

Стоит отметить, что инициатива трехсторонних контактов между Москвой, Нью-Дели и Пекином принадлежит Евгению Примакову (министр иностранных дел Российской Федерации в 1996-1998 гг.)  Примаков считал, что Россия, Индия и Китай, как крупнейшие континентальные державы должны стать неотъемлемой частью нового мирового порядка.

Автор: ЭПИ DEITA.RU