DEITA.RU
DEITA.RU

Алексей Сокольников: «Наша детская цирковая школа стала первой в России и на то время единственной»

20 мая 2021, 16:00
Культура
Приморье

Алексей Сокольников: «Наша детская цирковая школа стала первой в России и на то время единственной»

Мало кто знает, что первая в нашей стране детская цирковая школа родилась в Приморье, притом в очень небольшом городке, где и цирка-то никогда не бывало. Арсеньев – город рабочий, большинство его жителей трудились на двух заводах. Но именно здесь и появилось доселе в стране невиданное – муниципальная Детская школа циркового искусства «Весёлая арена».

В этом году «Весёлая арена» празднует свой полувековой юбилей – цирковой коллектив родился в 1971 году, а в 1996 году стал первой в стране муниципальной Детской школой циркового искусства, так что юбилейный праздник у коллектива двойной: 50 и 25 лет. Быть первыми – событие нетривиальное и почётное. О «Весёлой арене», ныне имеющей статус краевой школы дополнительного образования, корреспондент ИА DEITA.RU говорил с её директором Алексеем Юрьевичем Сокольниковым.

– Алексей Юрьевич, Арсеньев город небольшой. Как получилось, что именно в этом месте, в глубине Приморского края, родилась первая в стране детская цирковая школа?

– Это заслуга основателя коллектива «Весёлая арена», а затем и школы Владимира Михайловича Агарёва. У него была цель – он хотел, чтобы в обучении детей была система, и он её добился – создал Школу циркового искусства.

– До создания «Весёлой арены» Агарёв имел отношение к цирку?

– Нет, у него техническая специальность, работал в Арсеньеве на заводе электромехаником, участвовал в художественной самодеятельности – в основном занимался фокусами и в какой-то прекрасный момент решил создать цирковой коллектив и именно детский. С этой мыслью и пришел к директору завода «Прогресс» Сазыкину Николаю Ивановичу. Это было в 1971 году. Сазыкин его поддержал и очень помогал «Весёлой арене».

– Когда Вы пришли в «Весёлую арену», сколько Вам было лет?

– В пятом классе был, лет 12.

 – Чем привлекла именно цирковая школа?

– Тогда это была ещё не школа – просто цирковой коллектив. Я шалопаем был, бегал по секциям: лыжи, бокс, борьба, где только не побывал. Моя мама в заводской столовой заведовала складом, и однажды к ней получать соки для детей (завод выделял помощь) пришел Владимир Михайлович. Мама к нему и обратилась с просьбой определить такого шалопая, как я, в коллектив, попробовать. А Владимир Михайлович был носителем идеи, что основа циркового искусства – это мальчики. И согласился.

– Какие были Ваши первые впечатления от цирковых занятий?

– «Весёлая арена» - это другой мир. Когда ты находишься снаружи, то смотришь – просто зал, в окошко видишь – кто-то прыгает на батуте, что-то кидают – жонглируют, и ты не понимаешь, что там за окном иная планета. А когда я попал внутрь, то окунулся совсем в иной, чем окружавший меня до этого мир. Целый год ходил, разинув рот, так всё было интересно! В то время были спец классы, где ребята и в школе учились вместе, и в «Весёлой арене» занимались, был такой эксперимент. Но и таких пришлых, как я, тоже брали. Поначалу я никак не мог стартануть, не было подвижек – новичок был.

– Но остались. И время показало – прочно проросли в этот мир. Что зацепило?

– Зацепило, пожалуй, огромное разнообразие цирка. В спорте, к примеру, в боксе, борьбе или лыжах однообразие всё же присутствует. А в искусстве цирка огромное количество жанров, круговорот: туда посмотришь – гимнаст, туда – жонглёр, там – антиподист. Это сказочный мир, крутящийся и вертящийся, разнообразный и интересный. Вот это для меня, наверное, и стало главным – зацепил интерес найти себя, то место, в котором остановишься и отсюда начнёшь развиваться.

– На чём остановились, какой жанр выбрали?

– Эквилибристика – эквилибр на вольно стоящей лестнице. Потом, со временем, ещё много жанров освоил, но основной и любимый – эквилибр на лестнице. Был и эквилибр на катушках, но в лестнице больше динамики, больше риска, он зрелищнее. Вот тогда и пошло всё.

– А когда из коллектива выросла школа? «Первая в России» – как приятно это произносить, гордость за край появляется.

– Наша детская цирковая школа, став первой, в те времена была единственной в России. В 1996 году была создана Экспериментальная цирковая школа искусств. Владимир Михайлович много ездил консультироваться в цирковое училище в Москву, общался с профессионалами – это же был первый подобный шаг в стране. В результате была взята практически точная копия дисциплин, которые на тот момент преподавались в цирковом училище, естественно, с корректировкой на возраст. И система закрутилась. Эксперимент, длившийся год, оказался успешным, и школа стала называться Детской школой циркового искусства.

Какими же качествами надо обладать, чтобы сделать то, что смог Агарёв?

– Он ставил перед собой невозможные цели и пытался их осуществить. И у него получалось. К своей цели он шел, можно сказать, напролом, не боясь ничего. Мы с ним много разговаривали, да, были моменты, когда вот-вот всё должно было рухнуть, но всегда находились люди, которые его поддерживали. Владимир Михайлович всегда тех, кто был готов поддержать, называет друзьями, в то время всё было бескорыстно – делалось для детей. Он же на большой поток детей был один и ещё максимум два преподавателя – а силы же не вечны, и порой было желание всё бросить, но люди в него верили и были те, кто говорил: «Ты остынь, переосмысли и, можно сказать, начни заново».

– Когда «Весёлая арена» была ещё просто коллективом, сколько детей там училось?

– Всегда было около ста ребят.

– Много! А сейчас?

– Когда появилась школа, то специалисты просчитали, что на наш зал для занятий цирковым искусством может быть выделено 105 бюджетных мест. И по сей день у нас эта цифра держится. В 2012 году, когда Министерство РФ утвердило трёхступенчатую систему образования – ДШИ (детская школа искусств), СУЗ (среднее учебное заведение), и ВУЗ (высшее учебное заведение), мы перешли не предпрофессиональную программу и стали школой дополнительного образования.

– Ваши ученики все из Арсеньева?

– Арсеньев и близлежащие села, деревни.

– Трудно попасть к вам на учёбу?

– Конкурс у нас есть и приличный – ребят выбираем.

– В 2014 году ваша школа вошла в 50 лучших детских школ искусств России.

– Это был всероссийский конкурс, его проводило Министерство культуры, и там были все школы искусств разных направлений. Я не знаю, сколько во всей стране школ искусств, полагаю, цифра эта огромная. Мы вошли в 50 лучших.

– С какого возраста принимаете детей?

– С 6 – 7 лет. Дети вначале, и это обязательно, принимаются в подготовительную группу. На занятия они ходят два раза в неделю, осваивают базовые навыки. Затем идёт экзамен и по профотбору зачисляем в первый класс.

– И сколько лет ребята учатся?

– По нашей предпрофессиональной программе 8 лет.

– Как часто занимаются?

– Шесть раз в неделю.

– Кто-нибудь идёт учиться дальше в цирковые училища?

– Да, и сейчас это стало чаще. На мой взгляд, стремление подростка связать себя с цирком идёт от преподавателя, от той преподавательской искры, которая передаётся от учителя к ученику, а большинство наших педагогов прошли через работу в цирке, через ежедневный труд на сцене. И, кстати, половина наших преподавателей – выпускники «Весёлой арены».

– Чем сейчас живёт школа, где выступаете?

– Помимо участия в конкурсах, выступаем на мероприятиях в нашем муниципалитете – мероприятий много, представления даём часто. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы, а так в Арсеньеве же есть что посмотреть – завод, гора – сюда туры организовывают, и мы представления для гостей давали. В месяц раза два-три к нам приезжают гости. И соседние муниципалитеты нас приглашают, и новогодние представления даём, и для пришкольных лагерей выступаем. Работа кипит. До пандемии выезжали в центральную Россию на конкурсы. На Дальнем Востоке профильные цирковые конкурсы очень редки, а в Приморском крае их, можно сказать, и нет, а вот дальше на запад эти события частые. А выступать на профильных конкурсах очень важно, престижно, там ты видишь уровень других коллективов и, конечно, заявляешь о себе. И мы от высокого уровня не отстаём.

– Побеждаете?

– Что ни конкурс, то привозим Гран-при – какие-то наши номера всегда получают высшую оценку.

– Сейчас больше мальчиков или девочек приходит учиться?

– Сейчас тенденция пошла, что девочек больше. Но мы пытаемся выравнивать этот момент. В том числе одну подготовительную группу набираем чисто мальчуковую. Требования к девочкам очень возросли, на порядок, и это из-за того, что девочек больше. У нас по уставу набор идёт до 9 лет, но, бывает, приходят парнишки старше – 12, 13 лет, и с хорошим потенциалом и самое главное с желанием. Таких ребят мы, естественно, не возьмём в первый класс, но у нас есть ниша – индивидуальное обучение. Вот на индивидуальное мы их берём и, естественно, это уже платно, потому что место не бюджетное и ребёнок идёт вне программы. В большинстве случаев родители идут навстречу желанию ребёнка.

– Алексей Юрьевич, что лично Вам дали занятия в «Весёлой арене», да и всем ученикам школы?

– Очень много навыков. Цирк – это труд, терпение, умение постоянно ставить цели и добиваться их, стремление к совершенству. Это искусство многосложное – здесь все дети связаны с какими-то предметами, постоянно с ними в контакте, через предметы строят свои номера. Чтобы подготовиться к номеру, надо подумать, что тебе для этого нужно, что-то исправить, что-то поднести, вкрутить, подкрутить, рассчитать, подхватить – здесь надо быть и «рукастым», и постоянно думать головой. Цирковой номер – процесс непростой, можно сказать, объёмный, и проживание его в реальности – от создания до исполнения и совершенствования в нём, даёт ребёнку шанс на лучшее понимание мира. Тут многому учишься – цирк даёт всестороннее развитие. И можно сказать, если ты почувствовал цирк и пропустил это через себя, ты умеешь всё.

– Когда будете праздновать полувековой юбилей «Весёлой арены»?

– В июне. 10 числа запланировано выступление для жителей города и пришкольных лагерей. А 11 июня будет торжественное мероприятие, состоящее из двух частей, поздравительная часть и театрализованное цирковое представление. Мы покажем всё самое лучшее, к юбилею готовим новые трюки – обновляем номера, готовом и новые, где-то меняем образы и костюмы.

– Алексей Юревич, у вас есть мечта?

– Вы имеете в виду профессиональную?

– Да, связанную со школой.

– Есть. Она реальная и я к ней стремлюсь. Я хочу, чтобы наша школа была полностью оборудована и в этом плане самостоятельна, чтобы у школы было всё, что нужно для концертной деятельности, для образовательного процесса – реквизит, техническое оборудование. Понятно, что это связано в большими финансами. Но, к сожалению, материальной базы у нас не хватает. Это мечта первая. А вторая мечта – чтобы наши дети без проблем могли выезжать на профильные конкурсы хотя бы два раза в год. Сейчас, чтобы учащийся поехал на центральный конкурс, львиную долю финансовых средств вносят родители, а это для многих очень непросто, а порой и практически невозможно. Хочется, чтобы была регулярная помощь, чтобы в бюджете школы была такая статья и наши дети регулярно могли выступать на профильных профессиональных цирковых конкурсах – это необходимо для роста детей, для их развития, необходимо для развития школы, поддержания престижа края и в результате для развития циркового искусства в Приморье в целом.

Популярное
Тест
Авторская колонка
При каких условиях Вы готовы вакцинироваться?





Выбор редакции
Последние новости