26 декабря 2025, 10:15: В чём подвох промовкладов с высокими ставками 26 декабря 2025, 09:30: Грядёт девальвация: к чему готовиться россиянам с рублёвыми накоплениями Курсы валют от ЦБ на 26.12.2025: 1 Доллар США = 77.88 руб. 1 Евро = 91.89 руб. 1 Юань = 11.08 руб. 100 Иен = 49.99 руб. 26 декабря 2025, 09:15: Новые правила ЕГЭ: абитурентам придётся приложить больше сил для поступления в вуз 26 декабря 2025, 09:00: Договорнячок, налоги и запреты: как для России прошел 2025 год 26 декабря 2025, 08:00: Под колесами автомобиля Suzuki в Артеме пострадал 13-летний пешеход Курсы валют от ЦБ на 26.12.2025: 1 Доллар США = 77.88 руб. 1 Евро = 91.89 руб. 1 Юань = 11.08 руб. 100 Иен = 49.99 руб. 26 декабря 2025, 07:00: Пятница принесет пик холодов в Приморье 26 декабря 2025, 06:00: Azimut и спорт-Vesta: АвтоВАЗ анонсировал линейку ключевых новинок Lada на 2026 год 26 декабря 2025, 04:00: Путин объявил 2026 год Годом единства народов России Курсы валют от ЦБ на 26.12.2025: 1 Доллар США = 77.88 руб. 1 Евро = 91.89 руб. 1 Юань = 11.08 руб. 100 Иен = 49.99 руб. 26 декабря 2025, 03:00: Мишустин заявил о планах модернизировать 75 аэропортов за шесть лет 26 декабря 2025, 02:00: Долина решила взыскать с Лурье около миллиона рублей за коммуналку

Десятилетия разгильдяйства: новая концепция развития ДВ рискует провалиться, как и предыдущие


Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков выдвинул новую концепцию развития дальневосточных регионов, сообщает ИА DEITA.RU.

Он предлагает разделить макрорегион на четыре провинции сообразно с экономическими, социальными, природными и географическими критериями.

Как ранее сообщало ИА DEITA.RU, глава Минвостокразвития предложил сделать Приморье и Хабаровский край приграничными сельскохозяйственными территориями с прицелом на экспорт в страны Азии. Насколько это реально? Насколько перспективно? Вопрос спорный. Еще в 2016 году губернатор Приморья Миклушевский обещал увеличить производство свинины в 2020 году в 20 раз, отправляя ее на экспорт в Китай.

Основными мощностями для достижения этой цели должны были стать предприятия ТОР «Михайловский». Но сейчас очевидно, что на «проектную мощность» сельхозпроизводители так и не вышли - уж по крайней мере не в том объеме, чтобы завалить мясной продукцией китайский север.

Надо отдать должное - Китай в 2020 году стал ключевым рынком сбыта российской птицеводческой продукции, но свиноводы его так и не получили. География экспорта по-прежнему узка. Фактически российское мясо покупает Вьетнам, Гонконг и совсем немного - Украина с Белоруссией.

Что же касается Хабаровского края, то говорить о преимущественно северной территории с неблагоприятным климатом, как о главном экспортном регионе в сельском хозяйстве, по меньшей мере, наивно.

При этом оба региона изначально хотели сделать транспортно-логистическим хабами, но глядя на то, как на приграничных пунктах со стороны России до сих пор царит запустение, торчит арматура из бетонных оснований недостроенных технических зданий, становится очевидно, что и этот проект провалился. Разгильдяйдство ответственных за приграничную инфраструктуру чиновников вызвало во время одного из недавних визитов к границе гнев полпреда Трутнева.

В состав Островной провинции Чекунков включил Камчатку и Сахалин – регионы, транспортное сообщение с которыми осуществляется по морю или воздуху, но не по суше. В этой провинции предложено развивать туризм. Однако и тут такие дыры, что становится страшно.

В первую очередь, инфраструктрура и цены. Недельный льготный тур от Ростуризма на Сахалин стоит 28 тысяч, притом что рейсы в Сочи и Крым стоят около десяти тысяч рублей. Приезжий из средней России с зарплатой в 30 тысяч с ума сойдет от местных цен. Только недавно в Южно-Сахалинске установили нормальные общественные туалеты, что уж говорить об иной инфраструктуре.

Одним «Горным воздухом» сыт не будешь. Преимущественно на остров и на Камчатку летают туристы их соседних регионов, прекрасно представляющие себе местные реалии. Заманить москвича в такую даль и за такие деньги же практически невозможно. По крайней мере массово.

В интервью изданию BFM директор одной из местных турфирм рассказал, что хороший тур на Сахалин и Камчатку начинается от 80-90 тысяч за семь-восемь-десять дней. Этой суммой, наверное, не обойтись, потому что на Камчатке экскурсия в Долину гейзеров на вертолете стоит 45 тысяч на человека. Суммы для простого россиянина неподъемные.

Вопросы вызывает и «концепция развития недр» в Забайкалье. По сути, из инфраструктуры там ничего нет, кроме Транссиба и БАМа. При этом в недрах края заключено 94% разведанных запасов урана Российской Федерации, 36% – плавикового шпата, 37,2% - циркония, 23,8% – меди, 30,5% – молибдена, 22,7% – титана. Да, развивать есть что, но для выхода на новый экономический уровень необходимо начинать с технической инфраструктуры, увеличения мощностей магистралей. Разговоры об этом идут, но дело движется настолько медленно, что на реализацию чекунковских идей уйдут десятилетия.

В целом, любые попытки что-то сделать можно признать успехом лишь за факт их наличия. Но в дело вмешиваются объективные факторы - низкая экономическая рентабельность, отсутствие человеческого капитала, экстремальные погодные условия, колоссальные расстояния и общая неосвоенность региона. Дальний Восток так и продолжает вариться в собственном соку, но чтобы такой коктейль распробовать, нужно определенное мужество.

Автор: Василий Кучин