Россия продает драгоценное сырье с большой скидкой, что это – хищение или госизмена? Превращается ли Россия в экономическую колонию Китая, кто виноват и что с этим делать? Действительно ли менеджеры среднего звена убили российскую экономику, ИА DEITA.RU объяснил экономист Максим Кривелевич
- В последнее время мы наблюдаем продажу углеводородов, сельхоз, горнорудной продукции за рубеж с большим дисконтом. Порой с такой скидкой, которая вызывает недоумение и массу вопросов. Что это, безысходность или хитрый план? и насколько это вредит российской экономике?
- Действительно, продажа чего бы то ни было с дисконтом - штука неприятная, но надо разбираться, как этот дисконт появился.
Когда он появился от безнадежности, это, что называется, чистый убыток, но очень часто, а в работе с Азией, с Китаем, практически всегда, дисконт появился не из-за каких-то политических осложнений, не из-за отказа других покупателей. Он появился, потому что наши руководители компаний освоили очень интересную практику: брать китайские инвестиции под фиксирование цены.
С первого взгляда, до использования мозга, эта идея кажется совершенно гениальной: Мы готовы построить целый завод на китайские деньги, вообще ничего не надо вкладывать, китайцы сами все вложат, а взамен еще и гарантируют, что все купят. Ну да, цена, которую мы фиксируем, на 15% ниже рынка. И до того, как сделку, осмыслить, все выглядит очень радужно.
А если еще и презентация красивая, и полиграфия приятная, то все выглядит так, будто Китай оказывает безвозмездную помощь.
Китай не оказывает безвозмездную помощь. Китайские контрагенты в этом плане, как правило, гораздо разумнее.
Что происходит – к моменту, когда предприятие вводится в эксплуатацию, биржевая цена на этот ресурс уже выросла вдвое, а мы продаем с дисконтом 15% от той, прежней цены.
И в итоге получается, что уходит драгоценное сырье, за которое в Китае уже идёт драка между местными переработчиками и перепродавцами.
Но это не имеет никакого отношения к текущей геополитической напряжённости, это связано с тем, что формат взаимодействия «инвестиции в обмен на дисконт» так понравился менеджерам в российских компаниях, что они стали его использовать повсеместно, совершенно не понимая, что экономический рост в Азии, неизбежно приводит к тому, что каждые несколько лет цены на сырье просто удваиваются.
Причем китайцы это знали, публиковали, и в научных статьях, которые находятся в широком доступе. Речь не идет о каких-то данных, которые нельзя было бы получить без применения спецслужб.
Но эта схема стала недоброй традицией и приводит к тому, что мы смотрим и думаем: что это такое, продавать в полцены – это госизмена или хищение? Нет, не госизмена и не хищение, гораздо хуже – это просто глупость.
Притом, что со времен сделки «Сахалин-1» был механизм, который назывался production sharing agreement – соглашение о разделе продукции. Буудучи заключенным не на колониальных условиях, а на условиях цивилизованных, этот механизм был бы вполне замечательной заменой всего происходящего и не создавал бы постоянное ощущение того, что мы превращаемся в какую-то экономическую колонию Китая.
Китай не пытается нас поработить, он торгует со всем миром и с позиции равного. Жадного, тёртого, но равного партнера. Это, к сожалению, очень многие наши лица, принимающие решения, в погоне за инвестициями допускали такие ошибки.
- А продажа с дисконтом в Турцию?
- А это так называемый мнимый дисконт. Всему виной опять же недооценка рынка. Турция в свое время в результате великолепной политической интриги выбила себе статус не транзитера, а перепродавца.
Поэтому когда Турция покупает у России газ, условно говоря, по 160, а продает по 900, это не Турция грабит Россию, нет. Турция покупает наш газ, а продает свой газ.
Проблема в том, что мы его продаем по 160. И снова – недооценка рынка, желание максимально быстро осуществить гигантские инвестиции в строительство трубопроводов. Череда благоглупостей, целью которых было понравиться начальству, привела к огромным экономическим потерям России.