Банк России сигнализировало участникам рынка, что может проводить операции с валютой для поддержки финансовой стабильности. Так считают опрошенные «Российской газетой» аналитики. Сигналом называют возобновление валютных интервенций в рамках бюджетного правила.
Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин объясняет, что Минфин с 12 января по 6 февраля намерен продавать китайские юане в рамках бюджетного правила на общую сумму 54,5 миллиардов рублей по 3,2 миллиарда ежедневно. Если сравнить эту сумму с дневными оборотами, станет ясно, насколько цифра значима. Так, в декабре прошлого года в среднем оборот китайского юаня в связке с рублем был 90-10 миллиардов. Иными словами, Центробанк продал порядка 3-4% от ежедневного оборота.
«Мы полагаем, что эффект от этого решения будет, скорее, психологический: новый механизм бюджетного правила начал работать. В данном случае при недополучении нефтегазовых доходов минфин будет не покупать, а продавать валюту - тем самым курс рубля не будет так сильно падать, как мог бы», - приводит «РГ» слова Потавина.
Он предполагает, что курс доллара в конце текущего месяца из-за этого снизится до 65-68 рублей.
«Однако нельзя забывать, что определяющим фактором для валютного рынка являются все же фундаментальная ситуация с притоком свежей валюты на биржу от местных экспортеров», - добавляет эксперт.
При этом главный экономист рейтингового агентства «Экспорт РА» Антон Табах считает, что новый механизм Центробанка не более чем реализация бюджетного правила. Валюта вновь будет торговаться для того, что чтобы пополнять недостаток дохода из ФНД или замораживать.
«В прошлом году проводили расчеты внутри ЦБ, до прошлого года оперировали долларами и евро, теперь юанем", - пояснил он. Начало года, существующие правовые рамки и устоявшийся после прошлогодних шоков рынок позволили принять регуляторам решение именно сейчас. "На курсе рубля это будет отражаться в зависимости от того продают или покупают, но в целом способно снизить колебания курса», - цитирует газета Табаха.
Готовность Минфина продавать валюту из резервов стало неожиданностью для участников рынка. И это несмотря на то, что об этом в декабре предупреждал Антон Силуанов.
«К покупкам валюты при благоприятной конъюнктуре все уже привыкли - видимо, отсутствовала уверенность в готовности продавать валюту при локально низких ценах на нефть», - рассказал «РГ» старший вице-президент офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Юрий Тулинов.
Также пока неясно, насколько Минфин готов держаться за этот подход, к примеру, в условиях кратного и долгосрочного недостатка дохода за нефть и газ. Тулинов ожидает, что шансы недополучить такие доходы в первые месяцы 2023 года высоки. Виной тому то, что правило, по которому проводятся валютные интервенции, трансформировали в угоду роста временной цены продаваемой нефти до 62-65 долларов за баррель вместо 44,2.
Тем не менее действия Минфина можно считать символическим знаком поддержки рубля, но переоценивать его не стоит.
«Иными словами, предположения минфина касательно уровня базовых доходов, рассчитанных на основе прогноза социально-экономического развития, могут оказаться избыточно оптимистичными в первые месяцы 2023 года на фоне включаемых западными странами санкционных ограничений против российской нефти и нефтепродуктов. В свою очередь это потребует увеличения объемов продажи валютных резервов правительства и через курсовую динамику (укрепление рубля и сдерживание от ослабления) может ухудшить фактические нефтегазовые доходы бюджета», - считает Тулинов, чьи слова передает «РГ».