26 октября 2025, 21:10: В ноябре придёт то, чего не было с 1889 года: синоптики сказали, к чему готовиться 26 октября 2025, 21:00: Виноват ли водитель, если сбил пьяного пешехода? Разбираемся в законах Курсы валют от ЦБ на 26.10.2025: 1 Доллар США = 80.97 руб. 1 Евро = 94.08 руб. 1 Юань = 11.31 руб. 100 Иен = 53.05 руб. 26 октября 2025, 20:20: Держателям вкладов могут повысить плату за ЖКУ: в чём дело 26 октября 2025, 20:00: Хотите усыновить ребёнка в России? Что нужно знать 26 октября 2025, 19:30: Сбербанк вернёт деньги за советские вклады: кому могут дать выплату Курсы валют от ЦБ на 26.10.2025: 1 Доллар США = 80.97 руб. 1 Евро = 94.08 руб. 1 Юань = 11.31 руб. 100 Иен = 53.05 руб. 26 октября 2025, 19:00: Льготники в России смогут получить субсидии на жильё 26 октября 2025, 18:30: Банки меняют лимиты на снятие наличных через банкоматы 26 октября 2025, 18:00: Эксперт рассказал, как не стать жертвой мошенников при покупке щенка Курсы валют от ЦБ на 26.10.2025: 1 Доллар США = 80.97 руб. 1 Евро = 94.08 руб. 1 Юань = 11.31 руб. 100 Иен = 53.05 руб. 26 октября 2025, 17:30: Оплачивать отопление осенью придётся по новым правилам 26 октября 2025, 17:15: Изменения в медосмотрах детей: главные нововведения

Комиссию Минобороны ждут во Владивостоке – гособоронзаказ сорвали «неустановленные лица»


Кто ответит за срыв гособоронзаказа во время СВО?

Создается впечатление, что у главы оборонного ведомства России появился еще один повод лично посетить Владивосток. Пускай от зоны боевых действий город далеко, но определенные несознательные личности среди поставщиков, похоже, есть и тут. И, видимо, отдаленность от тетра военных действий вселяет чувство некоторой безнаказанности, ведь со срывом гособоронзаказа в разгар спецоперации Москва обещала разбираться в особом порядке. Тогда странно, отчего абсолютно никто из ответственных товарищей не обеспокоился тем, что единственное судостроительное предприятие города, обеспечивавшее судами и кораблями Тихоокеанский флот, находится в кризисе и срывает гособоронзаказ. Уже несколько лет многочисленные заявления в компетентные органы и уголовные дела сопровождают целый ряд проектов предприятия, от постройки танкеров до малых ракетных кораблей. Но, похоже, ситуацию может спасти только лично Сергей Кужугетович. Ну, или может все изменится, если корабелы Путина к себе позовут, когда он на ВЭФ приедет. Благо, предприятие прямо по дороге. Кто довел предприятие до ручки, как вернуть военному флоту недостроенные танкера, почему бездействуют силовики и куда делись деньги на оборону, разбиралось ИА DEITA.RU.

Предприятие продолжает работать. Пока продолжает. Сейчас здесь готовятся к сдаче очередного судна – краболова, построенного по президентской программе «квоты в обмен на инвестиции». Рядом у причала красуется малый танкер «Михаил Барсков» - тот самый гособоронзаказ, который верфь выполнить не смогла. В причинах разбирались вроде бы тщательно, но пока без каких-либо реальных для Родины результатов.

Госконтракт между Минобороны РФ и «Восточной верфью» на строительство вспомогательных судов был заключен в 2014 году. В 2015 заказчик уведомил верфь о смене проекта – вместо изначального 03180 через год решили строить 03182. Все бы нормально, однако за разницей в одну цифру скрываются совершенно разные суда: иное водоизмещение, энерговооруженность и тд. Они даже внешне разные – размеры, иная архитектура корпусов и надстроек.

«На самом деле замена номера проекта повлекла за собой строительство нового корабля, совершенно другого судна», - говорится в материалах внутреннего расследования, проведенного на предприятии, когда проблемы стали очевидны.

Кроме того, на момент выполнения работ и получения новых указаний заказчика руководство верфи, похоже, не озаботилось изменениями условий контракта, ни по срокам, ни по цене, и верфь приступила к строительству судна в отсутствие готового проекта, по мере готовности направляемой документации. По крайней мере, к таким выводам можно прийти. Почему - вопрос открытый.

Изначальная цена контракта (на проект 03180) составляла 7,5 млрд. Сдать суда полагалось в 2017-м и 2019-м годах.

Однако первый морской танкер был спущен на воду для достройки только в октябре 2019-го. Тогда же – спустя 5 лет после подписания контракта - в нем, наконец, появился номер проекта 03182. Утвержденная фиксированная цена строящегося по новому проекту танкера рассчитывалась исходя из контракта, заключенного в 2014 году, без заключения нового контракта ввиду существенных изменений его условий (постройка совершенно иного судна).

Но и с фиксацией цены без заключения нового контракта тоже не все оказалось гладко.

«Согласно пункту 4.5 контракта, цена единицы товара является ориентировочной и переводится в фиксированную цену при достижении 80% технической готовности. Между тем, техническая готовность двух малых морских танкеров на тот момент составляла 72 и 31,9 % соответственно», – говорится в документах проверки.

Появились в контракте и новые сроки: теперь первый танкер должны были сдать в декабре 2020-го, второй – в 2021-м. Однако чуда не произошло, танкера не достроили, и в июне 2022 года Минобороны уведомило «Восточную верфь» о приостановке контракта, а чуть позже обратилось в суд с требованием взыскать неустойку в размере 494 млн рублей.

По расчетам «Восточной верфи», для достройки двух судов было необходимо еще 6,8 млрд. Цена строительства составляет 16 млрд, из которых получено 9,4 млрд. И не все, как выяснилось, ушли по назначению.

Как это ни странно звучит, но, по словам источников на предприятии, на заводе до сих пор не могут посчитать, сколько же реально денег потратили на постройку этих многострадальных танкеров. Не помогло, видимо, и внутреннее расследование, но зато оно обнаружило массу фактов, которые могли бы заинтересовать полицию, прокуратуру и следователей.

Кто виноват

Здесь история превращается уже в настоящий детектив, пока, правда, не шпионский. Так, например, из обращения в генеральную прокуратуру (было, оказывается и такое) стало известно, что из собственности «Восточной верфи», по мнению заявителей, мошенническим путем вывели акции АО ВП «ЭРА» и АО «ТЭТК».

В 2019 году «Восточная верфь» направила заявление в УМВД России по Приморскому краю о привлечении бывшего генерального директора предприятия Мирошниченко И.И. к уголовной ответственности за мошеннические действия, которые, по ее мнению, заключались в хищении акции АО ВП «ЭРА» и АО «ТЭТК», принадлежащих АО «Восточная Верфь». Заявители указывали, на ущерб в особо крупном размере. В результате следственной частью следственного управления УМВД России по г. Владивостоку было возбуждено уголовное дело, правда по ч.1 ст. 201 - злоупотребление должностными полномочиями, по которому бывший директор был привлечен в качестве обвиняемого. Однако вышестоящими инстанциями дело было прекращено за истечением срока давности, который по данной статье составляет от 6 до 10 лет.

Дальше - больше. В 2020-м «Восточная верфь» направила в УМВД РФ по Владивостоку заявление об отвлечении бывшим генеральным директором АО «Восточная верфь» в пользу принадлежащей ему компании более 1 млрд. рублей из денег гособоронзаказа. Верфь в это время платила проценты по кредитам, сумма ущерба, по мнению заявителей, составила 186,4 млн рублей.

Затем последовало еще одно заявление – на этот раз в следственный комитет Приморского края – верфь заявила вообще о хищении 147,5 млн. рублей бюджетных средств, предназначенных для выполнения государственного оборонного заказа, путем обмана и злоупотребления доверием.

В данный момент расследуется уголовное дело, возбужденное по факту хищения денежных средств, выделенных на выполнение государственного оборонного заказа. «Восточная верфь» признана потерпевшей, но мер по обеспечению гражданского иска пока не принято, обвинение никому не предъявлено.

Еще одно заявление подано в прокуратуру Владивостока, по факту нецелевого расходования бюджетных денежных средств в сумме почти 785 млн рублей на изготовление и поставку малого ракетного корабля (МРК) по госконтракту со стороны руководителей АО «Восточная верфь», имеющих право осуществлять финансово - распорядительные функции. По данному факту в СУ СК РФ по Приморскому краю возбуждено и расследуется уголовное дело.

Кроме того, как стало известно корреспонденту DEITA.RU, пока дело ведется в отношении «неустановленного лица из числа руководства АО «Восточная верфь».

Однако на этом история не закончилась. Совсем недавно «Восточная верфь» обратилась в полицию с новым заявлением - провести проверку по факту предоставления бывшим руководством банку заведомо ложных сведений с целью получения кредитов. То есть фактически заявители указывают на то, что финансовая отчетность предприятия была подделана, и также указывают на ущерб около 5,5 млрд, что в том числе привело к срыву гособоронзаказа.

Почему до сих пор нет никакой реакции

Конечно, на первый взгляд ситуация «Восточной верфи» может показаться не более чем «разборками» акционеров. Однако в нынешнее время все приобретает иные оттенки. Особенно с учетом милитаризации Японии, открытия офиса НАТО в АТР, планов по размещению рядом с Приморьем крылатых ракет «Томагавк» и баллистических гиперзвуковых ракет средней дальности.

На фоне всего этого пока еще существует одно из немногих живых предприятий по ремонту и строительству судов для Тихоокеанского флота, во Владивостоке вообще единственное, если говорить про постройку. Есть вполне реальная угроза его банкротства. СВО? – нет, не слышали… Гособоронзаказ на особом контроле государства? – нет, не знаем… Хотя обо всем этом неоднократно заявляли и замглавы Совбеза Дмитрий Медведев, и глава Минобороны Сергей Шойгу во время своих визитов на предприятия ОПК.

Между тем, «Восточная верфь» – еще единственное предприятие оборонно-промышленного комплекса, являющееся резидентом Свободного порта Владивосток. Что там у нас с «Поворотом на Восток»?

В этом свете представляется, что личный визит Дмитрия Анатольевича и Сергея Кожугетовича точно был бы точно не лишним. Ну а если без фантазий, то ситуация на предприятии требует вмешательства и реального контроля со стороны компетентных органов, Совета безопасности и Минобороны. Вот прокуратура уже вмешалась – заявилась в арбитраж третьей стороной с целью не допустить преднамеренного банкротства предприятия.

По факту в связи с банкротством в публичном поле прослеживаются несколько нарративов: первый - возможно, предприятие намеренно банкротят с целью передела важного актива. Тут обычно вспоминают о некогда демонстративном интересе к верфи со стороны Объединенной Судостроительной корпорации (ОСК). Однако у них тоже не все ладно, судя по последнему нагоняю от Президента Путина.

Второй – якобы непрофессионализм предприятия и руководства. Однако три новеньких краболова по президентской программе как-то же построили. Он, если что, четвертый по счету в рамках госпроекта, а есть еще и более 500 судов в общем портфеле выполненных заказов. Кстати, на торжественной церемонии закладки первого на ДВ краболова на «Восточной верфи» в 2019-м присутствовали и губернатор Приморского края Олег Кожемяко, и зампредседателя Правительства РФ – полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев.

Олег Кожемяко называл «Восточную верфь» примером передового предприятия, говорил о рабочих местах, пополнении краевого бюджета и возрождении судостроения в регионе. Юрий Петрович просил строить качественно и в срок, обращаясь к коллективу завода. И они строят, на совесть и в срок. И просят спасти предприятие.

Третий – нужно достроить суда. Тихоокеанскому флоту они сейчас точно нужнее, чем какая-то гипотетическая неустойка и верфь-банкрот. Откровенно жалко вложенных усилий и бюджетных миллиардов.

Вероятно, специальная комиссия Минобороны могла бы разобраться со злополучным контрактом, найти виновных, а главное найти возможность достроить суда, необходимые для обороноспособности нашей страны.

Малый морской танкер проекта 03182 - судно усиленного ледового класса для транспортировки жидких и сухих грузов с возможностью приема вертолетной техники, в том числе беспилотников, и выполнения спасательных операций. Верфь точно умеет их строить. «Михаил Барсков» томится у причала почти готовый, с виду готов хоть сейчас отправиться в море.

За 71 год работы Владивостокская верфь построила больше 500 кораблей, катеров, судов для Тихоокеанского флота и морских пограничных сил, а также для рыбопромысловых организаций Дальнего Востока. С гражданскими заказами и сейчас прекрасно справляется.

Кстати, немногие знают, что первый удар во время операции «Буря в пустыне» американцы нанесли по военно-морской базе в Барсе, где находились два сторожевых катера ВМФ Ирака, построенные во Владивостоке. Разведка США внесла их в список самых опасных боевых кораблей противника. Верфь успешно работала на экспорт – подобные суда поставлялись на Кубу, в Китай, Вьетнам – всего более 30 артиллерийских, торпедных, ракетных катеров в 7 стран мира. А сейчас «Восточная верфь» внесена в санкционные списки за то, что ее корабли участвовали в бою за остров Змеиный в ходе российской спецоперации на Украине.

И такое предприятие больше не нужно? Рабочие руки, компетенции, оборудование – у верфи есть все, чтобы пройти кризис.

Автор: Светлана Алеутская