Один из главных туристических посёлков Приморья – пгт Славянка страдает от завалов гниющих водорослей на пляжах и разбитых дорог, сообщает ИА DEITA.RU.
По мнению местных жителей, кучи водорослей, источающие зловоние и просто мешающие отдыхающим своими невиданными объёмами, появились из-за принятия краевыми депутатами некоего«закона о разрешении дражного промысла» – способа добычи моллюсков, при котором драги загребают и промысловые, и непромысловые виды. Последние потом выбрасывают за борт, где придётся.
Ситуацию в Славянке прокомментировал корреспонденту ИА DEITA.RU кандидат биологических наук, директор АНО «Центр Природоохранных Инициатив» Александр Олифиренко. Он заверил, что с дражным промыслом, каким бы варварским и губительным для бентоса он не был, выбросы анфельции тобучинской (так называется этот вид водорослей) никак не связан. Анфельция ко дну не прикрепляется и свободно переносится течениями, обитает на большой глубине, где промыслом такого рода не занимаются, и растёт очень медленно.
Тем не менее, выбросы водорослей – это нетривиальная для Приморья ситуация, за последние 10-15 лет такие случаи участились, поскольку добыча анфельции, которая может быть не только растительным мусором, но и ценным сырьём, не ведётся.
«Раньше в Приморском крае функционировало как минимум четыре агаровых завода, которые анфельцию заготавливали и перерабатывали. Сейчас её не заготавливают и не перерабатывают, вот водоросли и выбрасывает на берег. Сырьё на самом деле очень ценное, китайцы готовы её покупать в большом количестве, чтобы делать из неё агар (растительный заменитель желатина, используется в основном при производстве кондитерских изделий и десертов – прим. ред.), но наши не продают. Проблемы с вывозом через границу этого сырья очень мощные – непреодолимая бюрократическая стена», - рассказал учёный.
Он также подчеркнул, что анфельция имеет не только промышленную, но и экологическую ценность, выполняя функцию «детского сада» для молоди трепанга: голотурии прячутся в зарослях водоросли, пока не достигнут такого размера, чтобы её не могли заглотить бычки и камбала. Поэтому выбросы водорослей на берег наносят косвенный урон и трепангу, ценность которого всем известна.
Анфельцию можно перерабатывать и в других целях, не только для изготовления растительного желатина, например, в субстраты для гидропоники (способа выращивания растений в искусственных средах, без почвы). Сейчас учёные Приморья пытаются освоить это сырьё для выращивания саженцев деревьев в теплицах, но эксперимент ещё далёк от завершения.
Александр Олифиренко обратил внимание, что самого «закона о дражном промысле» на самом деле не существует, есть правила рыболовства, которые не запрещают его. В Приморье установлена запретная зона для драг – узкая полоса северной акватории, где такими орудиями и добывать-то и нечего. Закон запрещает тралящий промысел на глубине менее 30 метров, но «ТИНРО дало абсолютно дурацкую резолюцию, что драга не является тралящим орудием лова, а является драгирующим». Но если в Правила рыболовства слово «тралящие» заменить на «активные» орудия лова, то это определение охватит и драги, наносящие больше урона подводному миру, чем донный трал.
Но загаженные пляжи – это последнее, что видят туристы, едущие отдыхать в Славянку. Чтобы добраться до «курортного посёлка», надо преодолеть сначала дорожный затор на границе Надеждинского и Хасанского районов, где ремонтируют мост перед поворотом на Раздольное, убитую ремонтом трассу Раздольное – Хасан и, наконец, убитые отсутствием ремонта дороги в самих населённых пунктах и на подъездах к ним.
Один из местных жителей, отчаявшись донести необходимость хасанских дорог, дворов и тротуаров, пытается распространить информацию о катастрофическом состоянии дорожного полотна в муниципалитете. По словам приморца, на многочисленные жалобы администрация отвечает отписками, ссылаясь на то, что район преобразуют в округ, и поэтому дороги отсутствуют в кадастре.
«Обещают ремонт лишь в 2025 году! А налоги мы, простые люди, платим исправно каждый год! Я автомобилист, и вижу, как день за днём, ливень за ливнем, наш поселок (туристическая Мекка) превращается в грязную канаву. На авто ямы не объехать ни по встречной полосе, ни по обочине. А ремонт машины очень недешев. Ежегодный ямочный ремонт выглядит так: все лето у нас ямы, в октябре их латают, зимой мы ходим и ездим по снежным надолбам, дороги не чистят, либо снег сдвигают на тротуары и все это плывёт при оттепелях. А весной со снегом уносит и осенний асфальт...» - пишет приморец.
А тем временем в Хасанском округе собираются строить всероссийский курорт…