Смена руководства ключевого силового ведомства на новом сроке президентства Владимира Путина стала основной темой для обсуждения в экспертном сообществе не только России, но и недружественных стран. А последовавшая за приходом нового руководителя смена команды, при чем в достаточно жестком формате, и вовсе дала повод вспомнить приписываемое еще давнему «другу» российского народа Уинстону Черчиллю высказывание о «схватке бульдогов под ковром», сообщает DEITA.RU.
В украинском истеблишменте циркулирует мнение о том, что приход в военное ведомство «гражданских», да еще и с экономическим бэкграундом, не несет для «Незалежной» ничего хорошего. Надо отметить, что новый руководитель аппарата министерства - Олег Савельев тоже совсем штатский, да еще и с опытом «пиарщика».
В итоге трактователи российской политики вроде как сошлись во мнении, что в качестве основного мотива назначения министром Андрея Белоусова можно назвать его успехи на экономическом поприще. Так, по оценкам специалистов The New York Times, Белоусов известен гибкой реакцией на западные санкции и успехами в стабилизации экономики страны. Эксперты из The Washington Post в свою очередь отмечали, что назначение является самым ясным сигналом мистера Путина, что Россия переводит свою экономику на военные рельсы, а также что судьба российских сил на Украине в значительной степени зависит от выигрыша в «гонке вооружений» с Западом. А CNN и вовсе называют перестановки триумфом компетентности над лояльностью. В общем как-то так получилось, что ошарашенная «мировая закулиса» предпочла держаться в рамках транслируемой Кремлем парадигмы. Не нашлось места в западных оценках и популярным темам для внутреннего потребления типа торжества «глубинного государства», «смены элит» вместе с «левым поворотом» и «российской византийщины».
По оценкам австралийского эксперта в областии международных отношений, экс-функционера правящей партии Марка Лоу, Белоусов - это компромисс между надежной работой в «оборонке» и коммуникации с Западом.
С одной стороны, «этот шаг дает четкий сигнал о том, что Министерство обороны считает, что тактика боя и передвижения войск стабильны и работают слаженно» - пишет Лоу. С другой - это сигнализирует о стремлении России сохраняя позиции в военной сфере, попытаться преодолеть возникшие сложности в международных отношениях.
«На фоне геополитической напряженности, особенно в отношении Украины, где западные страны сталкиваются с дилеммами: вооружить страну и одновременно защитить интересы собственной безопасности, назначение Белоусова приобретает дополнительное значение» - считает эксперт. Это назначение фактически гарантирует, что оборонная сфера России будет двигаться в том «ритме», что задан сейчас - с сильным уклоном в военную сферу, однако в балансе с иными секторами национальной экономики.
«По сути, назначение Белоусова на пост главы Министерства обороны представляет собой продуманный шаг Кремля, направленный на укрепление российского военно-промышленного комплекса и утверждение своих позиций на мировой арене, даже несмотря на то, что призрак разрастания конфликта становится все более угрожающим» - анализирует Марк Лоу.
Стоит отметить, что в целом в назначении Белоусова нет ничего удивительного – с момента прихода Путина в Кремль в России все министры обороны были штатскими. Эпоха военных у руля закончилась с уходом Бориса Ельцина, даже «стиль милитари», пришедший в ведомства вместе с «невоенным» Шойгу был лишь внешним антуражем – большая часть руководителей наряду со стилизованной под военной формой одежды и знаками различия носили сугубо гражданские классные чины «советников», а не воинские звания.