Граждане активно пользуются платформой «Госуслуги» для оформления самозапретов на получение кредитов и займов.
По информации министерства цифрового развития, в течение первых десяти дней марта сервисом воспользовались 5 миллионов россиян, сообщает ИА DEITA.RU.
Снять такой запрет возможно в любое время, однако действие ограничения будет прекращено только через два дня после подачи заявления. Это сделано с целью предотвращения ситуаций, когда снятие запрета происходит под давлением мошенников. Чтобы подать заявление на снятие, необходимо использовать УНЭП «Госключ» или УКЭП.
К сожалению, новый сервис привлек внимание злоумышленников, которые представляются работниками «Госуслуг» или банков и предлагают свою помощь в подключении или снятии самозапрета. В Минцифры заверили, что сервис работает правильно, а взломать «Госуслуги» не представляется возможным.
Снять самозапрет с помощью мошенников не удастся, утверждает Инна Солдатенкова, руководитель направления экспертной аналитики портала «Банки.ру». Процесс снятия сложнее, чем его установка, так как требует наличия усиленной электронной подписи. Если у пользователя ее нет, мошенники окажутся бессильны, объясняет эксперт. Однако Солдатенкова также допускает, что с помощью социальной инженерии или вредоносных программ злоумышленники могут получить доступ к аккаунту и убедить жертву отключить самозапрет самостоятельно. Даже в случае снятия самозапрета, оформить кредит моментально не получится, добавляет она.
Дополнительной мерой защиты от мошенничества станет период охлаждения, который введут с 1 сентября 2025 года. Тем не менее, Солдатенкова отмечает, что полностью исключить риски кредитного мошенничества не представляется возможным, так как преступники продолжают разрабатывать новые схемы, включая создание электронной подписи после доступа к аккаунту жертвы.