В России приблизился момент запуска системы, которая позволит выявлять автомобили без полиса ОСАГО с помощью автоматических камер. Правительство дало положительный отзыв на законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, но с рядом уточнений.
Идея контроля за наличием страховки через дорожные камеры обсуждается уже несколько лет. Основные препятствия заключались в технической и правовой плоскости. В частности, действующее законодательство предусматривало, что водитель без ОСАГО может получать штраф за каждый проезд под камерой. Чтобы исключить подобную ситуацию, поправки предусматривают единое наказание — один штраф в день в размере 800 рублей, независимо от количества пересечённых камер. Однако на следующие сутки автовладелец рискует получить повторное взыскание, уже более серьёзное — от 3 до 5 тысяч рублей.
Вместе с тем в правительственном отзыве отмечено, что законопроект требует корректировки. В нынешней редакции есть риск, что при проезде под двумя камерами за одни сутки водитель получит два штрафа — за первичное и повторное нарушение. Эксперты предлагают устранить эту правовую коллизию.
Президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев отметил, что страховщики полностью готовы к запуску новой системы. По его словам, мера улучшит дисциплину на дорогах, снизит долю автовладельцев без страховки и повысит уровень защищенности участников движения. В результате пострадавшие в ДТП смогут быстрее получить компенсацию от страховой компании, а нагрузка на сотрудников ГИБДД и суды уменьшится. Кроме того, массовая проверка через камеры позволит сдерживать рост страховых премий, так как добросовестным владельцам не придётся оплачивать чужие риски.
Глава Национальной страховой информационной системы Николай Галушин пояснил, что проверяться будет весь транспортный поток, а не только нарушители ПДД. Камеры фиксируют номер автомобиля, после чего система ГИБДД сверяет его с базой данных ОСАГО. Если полис найден, информация удаляется. Если страховка отсутствует, данные направляются на повторную проверку на следующий день, чтобы исключить технические ошибки, связанные с загрузкой полиса в систему или оформлением краткосрочных договоров.
Однако немедленного запуска ожидать не стоит. После одобрения правительства документ ещё должен пройти три чтения в Госдуме. Кроме того, требуется модернизировать программный комплекс «Паутина», отработать процедуру привлечения к ответственности и обеспечить доступность страховых услуг.
Таким образом, сроки начала полноценной работы системы пока неизвестны. Но ключевой шаг к её внедрению уже сделан.