28 сентября 2025, 12:30: С 1 октября Сбербанк меняет правила снятия наличных для части клиентов 28 сентября 2025, 11:30: Блокировать банковские карты стали по новым правилам Курсы валют от ЦБ на 28.09.2025: 1 Доллар США = 83.61 руб. 1 Евро = 97.68 руб. 1 Юань = 11.68 руб. 100 Иен = 55.84 руб. 28 сентября 2025, 10:30: Зимой придёт то, чего не случалось с 1779 года: синоптики сказали, к чему готовиться 28 сентября 2025, 09:00: В Уссурийске проверяют информацию о выброшенной из окна собаке 28 сентября 2025, 08:00: Во Владивостоке возбуждено уголовное дело за ночной дрифт Курсы валют от ЦБ на 28.09.2025: 1 Доллар США = 83.61 руб. 1 Евро = 97.68 руб. 1 Юань = 11.68 руб. 100 Иен = 55.84 руб. 28 сентября 2025, 07:00: В Приморье ожидается сухая и теплая погода в последние дни сентября 28 сентября 2025, 06:00: Как вернуть доступ к счетам на фоне участившихся случаев блокировки банковских карт 28 сентября 2025, 04:00: Минцифры строит единый цифровой каталог дата-центров Курсы валют от ЦБ на 28.09.2025: 1 Доллар США = 83.61 руб. 1 Евро = 97.68 руб. 1 Юань = 11.68 руб. 100 Иен = 55.84 руб. 28 сентября 2025, 03:00: Минприроды предложило обязать маркировать домашних животных 28 сентября 2025, 02:00: Почти миллиард и акции порта: Генпрокуратура требует вернуть доли с Туапсинского порта

Блокировать банковские карты стали по новым правилам

28 сентября 2025, 11:30

Российские банки обязали информировать своих клиентов о конкретных причинах блокировки их банковских карт, а также предоставлять им срок в одну неделю для подготовки и представления объяснений.

Об этом в интервью РИА Новости рассказала юрист, основатель консалтинговой компании «Девелопмент Групп» Таисия Вепренцева, передаёт ИА DEITA.RU.

По её словам, такие нововведения призваны значительно повысить прозрачность процедур блокировки и ограничений в работе с банковскими продуктами, а также обеспечить надежную защиту прав и интересов граждан.

Ранее клиенты банков при блокировке карты или ограничении доступа к онлайн-сервисам часто сталкивались с формальными и затуманенными ответами вроде «решение принято по внутреннему правилу банка».

Теперь же, благодаря новым требованиям Центрального банка России, кредитные организации обязаны раскрывать конкретные правовые основания для любых подобных действий и предоставлять письменное объяснение.

В частности, в случае блокировки карты, приостановки операций или отключения приложения банк должен четко указать, на какой федеральный закон он опирается, какие именно нормы регулируют данное решение и какие конкретные действия ожидаются от клиента для восстановления обслуживания.

Вепренцева пояснила, что причины блокировки счетов обычно связаны с мерами противодействия легализации доходов, полученных преступным путём (так называемой «отмывке»), либо с выявленными рисками в платежных системах.

Например, это может быть связано с подозрениями на несанкционированное списание средств с карт. Ранее банки зачастую ссылались обобщённо на «требования регулятора», не уточняя, какие именно нормы законодательства лежат в основе таких решений, что порождало неопределённость и чувство несправедливости у клиентов.

Кроме этого, ЦБ ввёл запрет на смешение различных правовых режимов и применение двойных ограничений без юридического основания. Это значит, что если в отношении клиента проводится проверка согласно закону №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём», банки не имеют права одновременно ограничивать доступ к мобильным и онлайн-приложениям, ссылаясь на положения о национальной платежной системе, если в сфере платежей не выявлено дополнительных рисков.

Новая норма не только предоставляет гражданам и компаниям право на получение исчерпывающей информации, но и гарантирует определённые сроки для реагирования. Согласно действующему законодательству, банки обязаны в течение пяти рабочих дней уведомлять клиентов о причинах отказа в обслуживании или блокировки.

После этого клиент получает неделю для предоставления пояснений. В случае, если между банком и клиентом не удаётся разрешить спор самостоятельно, последняя инстанция — межведомственная комиссия при Банке России, которая должна вынести решение в течение двадцати рабочих дней. Это значительно упрощает и формализует процесс защиты прав граждан и юридических лиц.

Таисия Вепренцева также отметила, что на практике до введения новых правил нередки случаи, когда банки неоднократно запрашивали одни и те же документы, не уточняя, какие именно сведения нужно предоставлять, либо игнорировали обращения клиентов в течение нескольких недель без официального ответа.

Такие действия теперь будут рассматриваться как правонарушения. Банкам предписано строго указывать конкретные пункты законодательства или договоры, на основании которых принимаются решения, а также предоставлять четкие инструкции по дальнейшим шагам для восстановления доступа к счету или карте.

Автор: Дмитрий Шевченко