С конца прошлой недели мировые СМИ, ссылаясь на агентство Reuters, сообщают о якобы принятом решении государственных компаний Китая и Индии отказаться от закупок нефти у российских компаний «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. В числе упомянутых покупателей названы китайские PetroChina, Sinopec, CNOOC и Zhenhua Oil, а также индийская Reliance Industries. Поводом для возможного отказа названы санкции США, под которые обе российские компании попали 23 октября.
Информационный фон усилили заявления президента США Дональда Трампа, выразившего уверенность в том, что Индия прекратит закупки российской нефти, а также надежду заключить торговую сделку с Китаем, которая, по его словам, может предусматривать сокращение поставок из России.
Однако «Российская газета» со ссылкой на аналитиков находит эти заявления неубедительными. Даже если принять во внимание влияние Вашингтона на мировые рынки, отказ от российской нефти в короткие сроки выглядит маловероятным. На «Роснефть» и ЛУКОЙЛ приходится до 60% всего российского экспорта нефти, и заменить эти объемы в течение нескольких недель практически невозможно. Более того, до вступления американских санкций в силу (официальный срок адаптации — до 21 ноября) у покупателей есть возможность продолжать закупки без угрозы вторичных ограничений.
При этом ранее аналогичные санкции не привели к реальному сокращению экспорта: находящиеся в списке SDN с начала года «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» продолжают отгружать сырье за рубеж, а общий объем российских поставок с начала года даже вырос.
Аналитики полагают, что возможное замедление импорта со стороны Китая и Индии связано скорее с перегруппировкой логистических схем и попыткой добиться от России увеличения скидок, чем с фактическим разрывом сотрудничества. Для Пекина и Нью-Дели российская нефть остается ключевым элементом энергетической безопасности: в условиях напряженных отношений с США Китай едва ли пойдет на шаг, который ослабит его экономические позиции, а Индия, несмотря на зависимость от американских инвестиций, не станет жертвовать низкими ценами на топливо.
Наиболее ощутимым последствием для России может стать рост дисконта на нефть и увеличение издержек для экспортеров — им, вероятно, придется активнее использовать посредников, новые схемы поставок и собственные трейдинговые структуры.