С 1 января 2026 года в российских паспортах появится новая отметка — уникальный идентификатор записи из Единого регистра населения, который заменит привычный ИНН.
Помимо этого, с конца декабря в банках и финансовых организациях можно будет использовать электронный паспорт в мобильном приложении «Госуслуги» вместо бумажного документа, сообщает ИА DEITA.RU.
Как пишет «Парламентская газета», в постановлении правительства от декабря 2023 года прописано, что новая отметка будет содержать 12‑значный цифровой код, который присваивается человеку один раз и не меняется при замене паспорта, смене фамилии или места жительства.
Этот код не включает сведений о поле, месте рождения или налоговой инспекции. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Каплана Панеша, метка связывает паспорт с записью в государственном регистре, где аккумулируются данные из разных ведомств — налоговой, Соцфонда, ЗАГСа и миграционной службы.
Отметка будет оформляться отдельным штампом налоговой службы в паспорте, в том же разделе, где сейчас ставят ИНН: указывается код ЕРН, дата внесения, подпись должностного лица и печать. При этом эта отметка не является обязательной — чтобы получить её, нужно обратиться с паспортом в миграционное подразделение МВД или МФЦ, услуга предоставляется бесплатно.
В отличие от ИНН и СНИЛС, которые имеют узкоспециализированные функции (налоговый учёт и пенсионное страхование), идентификатор ЕРН представляет собой надведомственный код, объединяющий в себе ИНН, СНИЛС и другие данные.
Это облегчает для госорганов и банков идентификацию человека и обмен информацией через единую точку, сокращая ошибки и дублирование в разных базах. Благодаря этому проще проводить проверки при оформлении пособий, ипотеки или регистрации имущества.
Важно, что ИНН и СНИЛС останутся в силе, а новый идентификатор будет дополнительным реквизитом для тех, кто хочет ускорить доступ к услугам без лишних справок. Номер из ЕРН можно применять вместо ИНН при взаимодействии с налоговой и запросе госуслуг.
Кроме этого, с конца декабря вводится второй этап программы электронного паспорта. Теперь электронный паспорт в виде QR-кода можно использовать в банках и страховых компаниях, если клиент ранее уже был идентифицирован в этих организациях. Создать электронный паспорт можно на портале «Госуслуги» и в мессенджере MAX.