Согласно действующему законодательству, в 2026 году финансовый порог процентного дохода по банковским депозитам, полностью освобожденный от обложения налогом на доходы физических лиц, будет зафиксирован на отметке в 160 тысяч рублей.
Специалист по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская разъяснила РИА Новости механизм формирования этой льготы, сообщает ИА DEITA.RU.
Важно понимать, что фискальная служба начисляет сбор не на само тело депозита, которое гражданин доверил банку, а исключительно на начисленную прибыль, если она преодолевает установленный законодательством барьер.
Определение этого лимита происходит по строгой математической формуле: берется фиксированная база в 1 миллион рублей и умножается на максимальное значение ключевой ставки Центрального банка, которое было официально зафиксировано на первое число каждого месяца на протяжении отчетного календарного года.
В течение последних двенадцати месяцев главный финансовый регулятор страны последовательно смягчал свою денежно-кредитную политику, планомерно снижая стоимость заемных средств. По итогам сентябрьского заседания совета директоров ключевая ставка была сохранена на текущем уровне в 14% годовых.
Исходя из этой динамики, если до начала декабря Банк России не предпримет экстренных шагов по ужесточению политики и не поднимет ставку выше отметки в 16%, то математический максимум для расчета налога останется прежним.
Таким образом, расчет выглядит следующим образом: 1 миллион рублей, умноженный на 0,16 (16%), дает искомую сумму в 160 тысяч рублей. Это означает, что любая процентная прибыль, полученная гражданином от всех его банковских продуктов в 2026 году в пределах этой суммы, будет полностью выведена из-под налогообложения.
Стандартная ставка налога на подобные доходы физических лиц в России составляет 13%. Однако здесь вступает в силу прогрессивная шкала налогообложения, введенная в рамках масштабной фискальной реформы. Если суммарный годовой доход гражданина по всем имеющимся накопительным счетам и срочным депозитам в совокупности с другими видами прибыли превысит порог в 2,4 миллиона рублей, то на сумму превышения будет автоматически начисляться повышенный сбор в размере 15%.
Для наглядности можно рассчитать сумму капитала, при которой физическое лицо вообще начинает сталкиваться с необходимостью уплаты этого налога при текущих рыночных реалиях. Если средняя доходность по банковским программам составляет 13% годовых, то для получения прибыли в размере 160 тысяч рублей, которая как раз и является точкой отсечения, на банковских счетах должно находиться более 1,2 миллиона рублей.
При этом принцип взимания остается строго адресным: НДФЛ будет удерживаться государством не со всей суммы полученных процентов, а только с той разницы, которая выходит за рамки установленного необлагаемого лимита. Например, если суммарный доход по всем счетам вкладчика за год составит 200 тысяч рублей, то налоговая база составит 40 тысяч рублей (200 000 минус 160 000), и именно с этой разницы будет удержано 13%.
Владивосток:
+12°C