Высокие процентные ставки и введение утилизационного сбора привели к значительному снижению объемов выдачи автокредитов.
Об этом заявил аналитик компании Freedom Finance Global Владимир Чернов, сообщает ИА DEITA.RU.
Он напомнил, что по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за период январь — ноябрь 2025 года объем оформленных автокредитов сократился на 34,2% по сравнению с предыдущим годом и составил примерно 1,375 триллиона рублей.
Чернов отметил, что этот тренд начал развиваться еще во второй половине 2024 года. В тот период повышение ключевой ставки сделало банковские кредиты дороже, а введение утилизационного сбора значительно усложнило приобретение автомобиля в кредит.
В результате стоимость автомобиля выросла не только за счет дополнительных платежей, но и из‑за увеличенных расходов на обслуживание займа, а для массового потребителя ежемесячные платежи стали сильно нагружать семейный бюджет. Кроме того, в 2025 году существенно усилился и фактор банковского риска.
В условиях дорогих денег и растущей неопределенности доля отказов в оформлении автозаймов увеличилась. Банки ужесточили требования к заемщикам: теперь предпочитают клиентов с хорошей кредитной историей, высоким первоначальным взносом и стабильным доходом.
В результате на рынке появилась более консервативная модель работы, когда важен не объем выданных кредитов, а качество кредитного портфеля. Не менее важным фактором стало охлаждение потребительского спроса.
Поскольку покупка автомобиля стала более откладываемой и дорогой, автокредитование оказалось одним из наиболее чувствительных сегментов к повышенной ключевой ставке и долговой нагрузке домохозяйств. Это привело к тому, что спрос на автокредиты существенно снизился.
Чернов отметил, что в ближайшее время существенного разворота на рынке автокредитования ждать не стоит. Даже при постепенном снижении ключевой ставки восстановление этого сегмента будет идти медленными темпами. Банкам необходимо сначала убедиться в устойчивости трендов по снижению инфляции и проверить качество заемщиков.
Более заметное оживление рынка возможно только во второй половине 2026 года, при условии продолжения снижения ставок, стабилизации утилизационных правил и восстановления потребительской уверенности. До этого объемы автокредитования будут расти очень осторожно и без прежних масштабов.