DEITA.RU
DEITA.RU

Завод по производству метанола готов отказаться от строительства

Общество
Приморье
Природа

Завод по производству метанола готов отказаться от строительства

НЗМУ готов рассматривать нулевой вариант - отказ от строительства в Находкинском городском округе, такое заявление сделал директор завода Виктор Гребенюков во время встречи с экологами края, сообщает DEITA.RU.

Члены общественного экспертного совета по экологии Приморья провели онлайн конференцию с руководителем завода по производству метанола. Анонсированный достаточно давно проект перешел в активную стадию только в последнее врем. Начали с того, что на территории в 84 гектара вырубили лес, что вызвало бурные возмущения общественников и экспертов, и, видимо, приблизило проведение конференции.

Как выяснилось в ходе мероприятия, у экологической общественности накопилась масса вопросов, ответы на которые получить непросто. 
Лес, например, на десятках гектаров хозяева будущего драйвера экономического развития края уже вырубили, а вот оценка воздействия завода на окружающую среду, оказывается, еще не проводилась. И такая ситуация, по мнению обеспокоенных ученых, прямо сейчас нарушает экосистему, ведь потоки глины с площадки стекают непосредственно в море. Вот так – завода еще нет, а с морем уже как-то неудобно получается.

Кроме того, экспертов волнуют вопросы, почему подготовка строительной площадки началась до изучения возможного ущерба экологии края и жизни и здоровью его жителей, до разработки санитарно-защитной зоны и широких общественных обсуждений, кто инвестор и на кого рассчитана продукция будущего завода. Да и экономические плюсы с точки зрения ученых также сомнительны - большую часть продукции планируется поставляться на экспорт, а не краевым потребителям, а муниципалитет, в свою очередь, не увидит налогов с предприятия, работающего по схеме ТОР.

«Почему до оценки воздействия на окружающую среду провели вырубку деревьев, что является прямым нарушением закона? Почему процесс поставлен с ног на голову? Сначала должен проводиться анализ состояния окружающей среды и возможных воздействий, но вы уже начали (строительство), не имея на это никаких юридических оснований, в частности, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы и тд.», - задается вопросами участник конференции председатель экологической организации «БРОК» Анатолий Лебедев.

«Рядом находится нефтепорт Козьмино, угольные терминалы. Насколько просчитывается возможность детонирования угольной пыли?» - озвучил волнующий тысячи жителей края и Находки руководитель общественной организации «Надежда» и экологический активист Артем Трембовлев. Стоит напомнить, что интернет полон видео взрывов метаноловых заводов в разных странах... Еще та картинка.

Как выяснилось из ответа директора предприятия Виктора Гребенюкова, риски пока никто не просчитывал, но их обязательно «просчитает проектно-исследовательский институт... но современные заводы обычно надежны». Что ж, у находкинцев есть повод утешиться – обычно они не взрываются…
А почему же нет документации? Как сообщил директор, сейчас на земельном участке ведутся подготовительные работы, как раз для того чтобы качественно подготовить проектную документацию. Подрядчик выполнил изъятие деревьев и кустарников и плодородного слоя на площади в 84 гектара. Инженерно-геологические изыскания проводятся от проектных отметок, чтобы предоставить достоверные данные о грунтах в госэкспертизу: «Мы должны быть уверены в том, что в случае землетрясения или другого ЧС объект не уплывет в море».

При этом выясняется, что деревья рубить разрешила Корпорация развития Дальнего Востока, так как собственнику земельного участка не требуется получение ни порубочного билета, ни дендроплана для распоряжения объектами на своем участке по своему усмотрению. Оказывается, так можно было?

На возмущения экологов директор привел ответ природоохранной прокуратуры о том, что собственник земельного участка вправе использовать все, что находится над и под поверхностью этого земельного участка, если иное не предусмотрено законом о недрах, и что администрация города не вправе выдавать порубочный билет на земли, которые находятся в собственности третьих лиц. 

«Эта земля находится в собственности Корпорации по развитию Дальнего Востока, она нам письмом разрешила это сделать для реализации проекта», - заявил застройщик.

Эксперты возразили, что это лукавство, ведь по закону вырубка леса на частном участке возможна, только если это не нарушает права и законные интересы третьих лиц и не наносит ущерба окружающей среде, отметила кандидат биологических наук Лариса Долгалева.

«Но это не леса, давайте не будем путать понятия. По документам это земли промышленности. Мы не рубили лес, мы рубили деревья», - парировал директор, попутно пообещав абсолютно бесплатно раздать дрова населению.

Думается, помимо экологов со строителями завода не согласятся многие землепользователи Приморского края, вынужденные получать порубочные билеты, но, очевидно, другим можно и так.

На вопрос, почему еще не готова санитарно-защитная зона, директор заявил, что она будет готова «в установленный срок», то есть за 30 дней до начала строительства, которое намечено на конец 2020-го - начало 2021-го.  

«Вы собираетесь строить там химическое производство. Готовый продукт – это взрывоопасное вещество. Наихудшим возможным сценарием для окружающей среды является масштабная утечка газа с формированием взрывоопасного облака и последующий взрыв. Площадка расположена на горке, а значит в случае чего-либо на Козьмино, либо на Врангель, либо на Находку пойдет взрывная волна. Поэтому мы будем настаивать на рассмотрении альтернативной площадки исходя из требований промышленной безопасности и наихудшего возможного сценария», - подытожил эксперт Международного социально-экологического союза Игорь Шкрадюк.

В ответ директор НЗМУ заявил, что «нулевой» вариант, несомненно, будет рассматриваться, как в проектной документации, так и в рамках оценки влияния завода на социально-экономическое развитие края. 

«Если мы по каким-то причинам будем вынуждены отказаться от строительства завода на данном месте, то в соответствии с законом мы вынуждены будем провести полную рекультивацию с восстановлением плодородного слоя и насаждений», - отметил он. 

Стоит отметить, что эта встреча состоялась накануне стихийного  митинга против строительства, состоявшегося в субботу в Находке.
 

Популярное
Тест
Авторская колонка
Власти предлагают гражданам скидываться на решение локальных проблем самостоятельно (например, отремонтировать придомовую дорогу). Как вы относитесь к самообложению (добровольных взносах) в России?


Выбор редакции
Последние новости
Другие новости:

ГОСТ на старые авто вступил в силу в России

1 марта 2020, 10:39
Авто
В России

ГОСТ на старые авто вступил в силу в России

Государственный стандарт для старых автомобилей и мотоциклов вступил в силу в России с 1 марта 2020 года, сообщает ИА DEITA.RU.

Старыми, то есть «ретро», в соответствии с документом, признаются мотоциклы, легковые автомобили и прицепы от 30 лет и старше, на грузовые машины, автобусы и прицепы к ним, не предназначенные для коммерческой перевозки пассажиров и грузов, старше 50 лет, с оригинальными двигателем, кузовом и рамой (при ее наличии), сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.

Суть документа состоит в том, что владельцам таких машин можно ездить без дополнительного свидетельства о безопасности транспортного средства. Но потребуется заключение эксперта, который принимает окончательное решение о том, является ли автомобиль раритетным. Оценка машин проводится по балльной системе, экспертизу смогут проводить специалисты, аккредитованные общероссийской спортивной федерацией по виду спорта «Автомобильный спорт».

Если такая экспертиза пройдена положительно, то для ретроавтомобиля введен упрощенный порядок использования такого авто на дорогах, без получения дополнительных свидетельства о безопасности конструкции.

Если же эксперт не признает машину раритетной, то придется оформляться в МРЭО по обычной процедуре МВД.